Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 23]

психическим складом).
Поэтому мы, вслед за этнологами А.П.Садохиным и Т.Г.Грушевицкой, исходим из понимания культуры как "внебиологически выработанного (незакрепленного генетически) и передаваемого способа человеческой деятельности".
Такое комплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяет найти адекватные формы объяснения феномена этнической культуры как
«совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.
Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как адекватного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире»
[С.А.Арутюнов].
С.А.Арутюнов также считает, что
«культура выступает для человека в целом средством его адаптации к планетарным природным условиям Земли (а также к тем социальным последствиям, которые вытекают из прогрессирующего освоения этой планетарной среды)» [18;36].Так как именно природная (географическая) среда — непременное условие возникновения этноса и его функционирования.
Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных различиях в материальной и духовной сферах культуры.
Примеры воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и заканчивая воспитанием подрастающего поколения.
Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, вида возделываемых сельскохозяйственных культур.
Состав местной растительности определяет материал жилища и вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии народа.
Характерные особенности природной среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа.
[стр. 20]

му как «народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры» [191;3] ).
Г.Н.
Волков тем самым подчеркивает взаимосвязь принципов природосообразности и культуросообразности в этнопедагогической науке.
Однако «до сегодняшнего дня является дискуссионной проблема соотношения принципов природосообразности и культуросообразности.
История возникновения и развития этих педагогических принципов показывает их взаимообусловленность как категории сущности и явления», и в их взаимоотношениях сущностную функцию несет природосообразность [98; 31], что определяет ведущее положение принципа природосообразности.
Рассмотрим функционирование принципа природосообразности в генезисе (этно)культуры, в которую входит как один из ее элементов и интересующая нас педагогическая культура этносов народная педагогика, характеризующаяся природосообразностью воспитания подрастающего поколения.
Следует отметить, что понятие «народная педагогика» мы, вслед за Г.Н.
Волковым, определяем как «эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, моральноэтические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [47;4].
Каждая культура является результатом деятельности своего творца этноса (сформировавшаяся на определенной территории общность людей, характеризующаяся общим этнонимом, языком и культурой, с присущим ему психическим складом [179; 154]).
Поэтому мы, вслед за этнологами А.II.
Садохиным и Т.
Г.
Грушевицкой, исходим из понимания культуры как
“внебиологически выработанного (незакрепленного генетически) и передаваемого способа человеческой деятельности”.
Такое комплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяет найти адекватные формы объяснения феномена этнической культуры как
“совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.
Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как адекватного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире”
19

[стр.,21]

[С.А.
Арутюнов].
С.А .Арутюнов также считает, что
“культура выступает для человека в целом средством его адаптации к планетарным природным условиям Земли (а также к тем социальным последствиям, которые вытекают из прогрессирующего освоения этой планетарной среды)” [10;36].Так как именно природная (географическая) среда —непременное условие возникновение этноса и его функционирования.
Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных различиях в материальной и духовной сферах культуры.
Примеры воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и заканчивая воспитанием подрастающего поколения.
Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, вида возделываемых сельскохозяйственных культур.
Состав местной растительности определяет материал жилища и вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии народа.
Характерные особенности природной среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа.

Примечательно, что А.
Тойнби, раскрывая отношения человеческого общества и природы, указывает на то, что природные условия существования не находятся в гармоничных связях с обществом, а имеют соотношение вида “вызов-ответ”.
Сталкиваясь с вызовами природы, человек или социальная группа оказываются в критической ситуации и ищут способы сопротивления ей.
Реакция на “вызов” закаляет человека, а в итоге служит естественной природной школой жизни [163;31].
Однако, именно “этническая культура, традиционная культура органично воздействует с природой, едина с ней, именно она ориентирована на сохранение самобытности, своего культурного своеобразия”[Ю;221].
Здесь 20

[Back]