Примечательно, что А.Тойнби, раскрывая отношения человеческого общества и природы, указывает на то, что природные условия существования не находятся в гармоничных связях с обществом, а имеют соотношение вида «вызов-ответ». Сталкиваясь с вызовами природы, человек или социальная группа оказываются в критической ситуации и ищут способы сопротивления ей. Реакция на «вызов» закаляет человека, а в итоге служит естественной природной школой жизни [122;31]. Однако, именно «этническая культура, традиционная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней, именно она ориентирована на сохранение самобытности, своего культурного своеобразия»[18;221]. Здесь человек не отделяет себя от природы, считая себя такой же ее частью, наделенной душой, как и растения, животные, горы, реки и т.д. Этническая культура ведет постоянный диалог с природным окружением. Здесь человек нацелен не на покорение природы, а на сотрудничество с ней, потому что понимает: умение чувствовать и понимать ее язык, строить свою жизнь, учитывая закономерности природного цикла, жить в согласии с природой и людьми, сохраняя найденное равновесие природы и человеческих потенциалов основа гармоничной жизни. Следовательно, человек создает культуру, сообразную природе; культуру, отражающую законы природы, то есть законы гармонии природы, Вселенной. Исходя из этого мы выдвигаем предположение, что природосообразность является основным руководящим положением в создании народом культуры, т.е., ее принципом. Вместе с тем, первое, очевидное, что определяет лицо народа,— это природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. И «фундаментом этой истории является история труда народа по преобразованию природы, среди которой он живет. Это двуединый процесс: человек пропитывает окружающую природу собой, своими целями, осваивает ее — и одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт, все свое тело и опосредованно душу и мысль ею... Так что культура есть прилаженность — человека, народа, всего натворенного ими, выплетенного за срок жизни и историю, — к тому варианту |
[С.А. Арутюнов]. С.А .Арутюнов также считает, что “культура выступает для человека в целом средством его адаптации к планетарным природным условиям Земли (а также к тем социальным последствиям, которые вытекают из прогрессирующего освоения этой планетарной среды)” [10;36].Так как именно природная (географическая) среда —непременное условие возникновение этноса и его функционирования. Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных различиях в материальной и духовной сферах культуры. Примеры воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и заканчивая воспитанием подрастающего поколения. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, вида возделываемых сельскохозяйственных культур. Состав местной растительности определяет материал жилища и вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии народа. Характерные особенности природной среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа. Примечательно, что А. Тойнби, раскрывая отношения человеческого общества и природы, указывает на то, что природные условия существования не находятся в гармоничных связях с обществом, а имеют соотношение вида “вызов-ответ”. Сталкиваясь с вызовами природы, человек или социальная группа оказываются в критической ситуации и ищут способы сопротивления ей. Реакция на “вызов” закаляет человека, а в итоге служит естественной природной школой жизни [163;31]. Однако, именно “этническая культура, традиционная культура органично воздействует с природой, едина с ней, именно она ориентирована на сохранение самобытности, своего культурного своеобразия”[Ю;221]. Здесь 20 человек не отделяет себя от природы, считая себя такой же ее частью, наделенной душой, как и растения, животные, горы, реки и т.д. Этническая культура ведет постоянный диалоге природным окружением. Здесь человек нацелен не на покорение природы, а на сотрудничество с ней, потому что понимает: умение чувствовать и понимать ее язык, строить свою жизнь, учитывая закономерности природного цикла, жить в согласии с природой и людьми, сохраняя найденное равновесие природы и человеческих потенциалов основа гармоничной жизни. Следовательно, человек создает культуру, сообразную природе; культуру, отражающую законы природы, то есть законы гармонии природы, Вселенной. Исходя из этого мы выдвигаем предположение, что природосообразность является основным руководящим положением в создании народом культуры, т.е., ее принципом. Вместе с тем, первое, очевидное, что определяет лицо народа, —это природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. И “фундаментом этой истории является история труда народа по преобразованию природы, среди которой он живет. Это двуединый процесс: человек пропитывает окружающую природу собой, своими целями, осваивает ее —и одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт, все свое тело и опосредованно душу и мысль ею... Так что культура есть прилаженность —человека, народа, всего натворенного ими, выплетенного за срок жизни и историю, к тому варианту природы, который ему дам...” [57;29]. Таким образом, Г.Д.Гачев утверждает, что нельзя произвольно сменить данную природу без потери народом своей субстанциональной сути, так как “национальный космос” есть не только природа, а “Природина” народу. По мнению ученого, природа каждой страны это не географическое понятие, не “окружающая среда” для эгоистической человеческой пользы, но мистическая субстанция —Природина (неологизм Г.Д.Гачева: Природа + Родина в одном слове). Нам представляется интересным своеобразное видение природосообразности (этно)культуры культурологом Г. Д. Гачевым. Однако мы не можем опираться на его идею «Природины», так как наше исследование проводится |