Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 25]

природы, который ему дан...».
Таким образом, Г.ДТачев утверждает, что нельзя произвольно сменить данную природу без потери народом своей субстанциональной сути, так как «национальный космос» есть не только природа, а «Природина» народу.
По мнению ученого, природа каждой страны — это не географическое понятие, не
«окружающая среда» для эгоистической человеческой пользы, но мистическая субстанция — Природина (неологизм Г.Д.Гачева: Природа + Родина в одном слове).
Нам представляется интересным своеобразное видение природосообразности (этно) культуры культурологом Г.Д.Гачевым.
Однако мы не можем опираться на его идею «Природины», так как наше исследование проводится
в совершенно ином ракурсе: принцип природосообразности воспитания и его реализация средствами народной педагогики.
Что касается «мистического свойства» природы родины, то этнопедагог Г.Н.
Волков вслед за К.Д.
Ушинским утверждает, что «природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком».

Данное свойство способствует выявлению сути следующих определяющих «лицо» этноса души (Психея) и мышления (Логос) данного народа: «Подобно тому, как каждое существо есть троичное единство: тело, душа и дух, так и всякая национальная целостность есть единство местной природы (Космос), характера народа (Психея), склада мышления (Логос)», где Психея и Логос определяются Космосом.
Например, влияние окружающей природы на восприятие, познание, мышление отмечал еще русский историк В.О.
Ключевский.
Он видел в среднерусском ландшафте источник своеобразия русского национального характера.
В.О.
Ключевский выделял значение образов леса, степи и реки в русской культуре и их роль в формировании психологических черт личности (степь олицетворяла широту натуры, река воспитывала порядок и умение совместных действий) [27; 165].
Мистическое свойство природы, ее сознательные, животворящие силы стали самым ранним объектом поклонения в этнокультуре.
Это выразилось в
"мифопоэтическом понимании, в изображении живого посредством линии,
[стр. 22]

человек не отделяет себя от природы, считая себя такой же ее частью, наделенной душой, как и растения, животные, горы, реки и т.д.
Этническая культура ведет постоянный диалоге природным окружением.
Здесь человек нацелен не на покорение природы, а на сотрудничество с ней, потому что понимает: умение чувствовать и понимать ее язык, строить свою жизнь, учитывая закономерности природного цикла, жить в согласии с природой и людьми, сохраняя найденное равновесие природы и человеческих потенциалов основа гармоничной жизни.
Следовательно, человек создает культуру, сообразную природе; культуру, отражающую законы природы, то есть законы гармонии природы, Вселенной.
Исходя из этого мы выдвигаем предположение, что природосообразность является основным руководящим положением в создании народом культуры, т.е., ее принципом.
Вместе с тем, первое, очевидное, что определяет лицо народа, —это природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю.
И “фундаментом этой истории является история труда народа по преобразованию природы, среди которой он живет.
Это двуединый процесс: человек пропитывает окружающую природу собой, своими целями, осваивает ее —и одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт, все свое тело и опосредованно душу и мысль ею...
Так что культура есть прилаженность —человека, народа, всего натворенного ими, выплетенного за срок жизни и историю, к тому варианту природы, который ему дам...” [57;29].
Таким образом, Г.Д.Гачев утверждает, что нельзя произвольно сменить данную природу без потери народом своей субстанциональной сути, так как “национальный космос” есть не только природа, а “Природина” народу.
По мнению ученого, природа каждой страны это не географическое понятие, не
“окружающая среда” для эгоистической человеческой пользы, но мистическая субстанция —Природина (неологизм Г.Д.Гачева: Природа + Родина в одном слове).
Нам представляется интересным своеобразное видение природосообразности (этно)культуры культурологом Г.
Д.
Гачевым.
Однако мы не можем опираться на его идею «Природины», так как наше исследование проводится


[стр.,23]

в совершенно ином ракурсе: принцип природосообразности воспитания и его реализация средствами народной педагогики.
Что касается «мистического свойства» природы родины, то этнопедагог Г.Н.
Волков вслед за К.Д.
Ушинским утверждает, что «природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком»
[50; 571.
Данное свойство поможет нам выявить суть следующих определяющих «лицо» этноса —души (Психея) и мышления (Логос) данного народа: «Подобно тому, как каждое существо есть троичное единство: тело, душа и дух, так и всякая национальная целостность есть единство местной природы (Космос), характера народа (Психея), склада мышления (Логос)» [57; 35], где Психея и Логос определяются Космосом.
Например, влияние окружающей природы на восприятие, познание, мышление отмечал еще русский историк В.О.
Ключевский.
Он видел в среднерусском ландшафте источник своеобразия русского национального характера.
В.О.
Ключевский выделял значение образов леса, степи и реки в русской культуре и их роль в формировании психологических черт личности (степь олицетворяла широту натуры, река воспитывала порядок и умение совместных действий) [27; 165].
Мистическое свойство природы, ее сознательные, животворящие силы стали самым ранним объектом поклонения в этнокультуре.
Это выразилось в
“мифопоэтическом понимании, в изображении живого посредством линии, цвета, звука.
Искреннее желание сохранить живое оборачивалось созданием его дубликатов: свет в природе, природные ритмы, мера, гармония, которые человек ощущал в окружающем мире, становились средствами его понимания природы, но вместе с тем и фундаментальными основаниями культуры” [165; 4221 .
Потому что, как считает М.С.Каган, придание природным явлениям определенной ценности говорит о том, что их “вбирает в себя и тем или иным образом претворяет культура.
Тем или иным значит, во-первых, материальным, перерабатывая природное “сырье”, неорганическую и органическую материю; во-вторых, духовным, осмысляя природу —в философских теориях, религиозных представлениях, научных концепциях, нравственных принципах; в-третьих, художественным, переводя природную реальность в “ 22

[Back]