Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 29]

представления о способе действия, при котором добро побеждает зло.
Формирование ментальности этноса в условиях окружающей природы и в процессе взаимодействия с ней «развертывается постепенно и завершается появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т.д."
[129; 192].
Так, существование культур народов неразрывным образом связано с ритуалами и обрядами.
Их практическое значение довольно широко и разнообразно: они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, позволяют отдельному индивиду ощутить
свою этническую идентичность, сохраняют ценностные ориентации этноса, являются составной частью механизма этнизации личности и т.д.
Таким образом,
"формирование многих этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения".
Процесс "врастания" индивида в его этническую общность и культуру обозначается в этнологии понятиями "социализация" и "инкультурация".
Однако в последнее время процессы социализации и инкультурации стали предметом изучения этнопсихологии.
Как подчеркивает в своей работе Т.Г.Стефаненко, следует разделять эти понятия.
Под социализацией понимается интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей.
А в процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов другой культуры.

Следует отметить, что некоторые этнопсихологи считают целесообразным применение личностного подхода к изучению проблем
инкулыурации и социализации.
Так, Э.А.Саракуев и В.Г.Крысько в своей работе «Введение в этнопсихологию» подчеркивают, что «данный подход требует учитывать, что носителем каких-либо этнопсихологических
[стр. 26]

народа” (Психею).
“Народная музыка представляет собой глубокий и нравственный “автопортрет” народа, его характера, психологии, способностей, взглядов на мир...” [113;230], создававшийся на основе заимствованных звуков-мелодий природы (журчания ручья, пение птиц).
Говоря о характере этноса, следует отметить, что в последнее время стала заметно заявлять о себе одна из новых ветвей психологической науки этнопсихология, изучающая особенности психологии отдельных этносов.
Известными современными учеными в этой области являются Т.Г.
Стефаненко, В.Г.
Крысько, Э.А.
Саракуев и др.
Так, Т.Г.
Стефаненко в своей работе «Этнопсихология» отмечает, что для обозначения психологических особенностей этноса вместо выражения «национальный характер» уместно использовать понятие ментальность как стабильная система представлений этноса.
Здесь же она приводит интересную попытку С.В.
Лурье выделить центральную зону ментальности этноса, которая, согласно его концепции, состоит из: локализации источника добра, включающего Мы-образ и образ покровителя; локализации образа зла—образа врага; представления о способе действия, при котором добро побеждает зло[ 179; 142].
Формирование ментальности этноса в условиях окружающей природы и в процессе взаимодействия с ней «развертывается постепенно и завершается появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т.д.”
f173; 192].
Так, существование культур народов неразрывным образом связано с ритуалами и обрядами.
Их практическое значение довольно широко и разнообразно: они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, позволяют отдельному индивиду ощутить
25

[стр.,27]

свою этническую идентичность, сохраняют ценностные ориентации этноса, являются составной частью механизма этнизации личности и т.д.
Таким образом,
“формирование многих этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения” Г173; 175].
Процесс “врастания” индивида в его этническую общность и культуру обозначается в этнологии понятиями “социализация” и “инкультурация”.
Однако в последнее время процессы социализации и инкультурации стали предметом изучения этнопсихолог ии.
Как подчеркивает в своей работе Т.Г.
Стефаненко, следует разделять эти понятия.
Под социализацией понимается интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей.
А в процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов другой культуры
[179; 103].
Следует отметить, что некоторые этнопсихологи считают целесообразным применение личностного подхода к изучению проблем
инкультурации и социализации.
Так, Э.А.
Саракуев и В.Г.
Крысько в своей работе «Введение в этнопсихологию» подчеркивают, что «данный подход требует учитывать, что носителем каких-либо этнопсихологических
явлений выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнической общности, с характерными для них чувствами, мыслями, ценностными ориентациями»[108;104].
Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов он не может существовать как член общества и своего этноса.
Этот сложный процесс начинается для человека в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь.
Следует отметить, что гармоничный, комплексный подход к формированию личности, комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение в процессе инкультурации 26

[Back]