Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 30]

явлений выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнической общности, с характерными для них чувствами» мыслями, ценностными ориентациями»[86;104].
Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов он не может существовать как член общества и своего этноса.
Этот сложный процесс начинается для человека в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь.
Следует отметить, что гармоничный, комплексный подход к формированию личности, комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение в процессе инкультурации
опять же диктуется природой.
Это проявляется на протяжении всего процесса, в котором
принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).
На первой стадии инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры.
Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания и является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни
[132;17б].
Для этого периода в любой культуре существуют специальные формы и средства инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики.
Примером такой формы первичной инкультурации является игра.
Если же говорить о формировании ценностного сознания личности в целом, то способом приобщения к ценностям
"значимого другого" (отца, матери, народа) становится общение, оказываясь основным способом формирования и развития мировоззрения личности, ее системы ценностей.
Войдя в жизнь человека, общение рождает потребность в постоянных контактах с себе подобными.
При этом оказывается что чрезвычайно важно! — что
"принципы общения как межсубъектного взаимодействия распространяются на связь
[стр. 27]

свою этническую идентичность, сохраняют ценностные ориентации этноса, являются составной частью механизма этнизации личности и т.д.
Таким образом, “формирование многих этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения” Г173; 175].
Процесс “врастания” индивида в его этническую общность и культуру обозначается в этнологии понятиями “социализация” и “инкультурация”.
Однако в последнее время процессы социализации и инкультурации стали предметом изучения этнопсихолог ии.
Как подчеркивает в своей работе Т.Г.
Стефаненко, следует разделять эти понятия.
Под социализацией понимается интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей.
А в процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов другой культуры [179; 103].
Следует отметить, что некоторые этнопсихологи считают целесообразным применение личностного подхода к изучению проблем инкультурации и социализации.
Так, Э.А.
Саракуев и В.Г.
Крысько в своей работе «Введение в этнопсихологию» подчеркивают, что «данный подход требует учитывать, что носителем каких-либо этнопсихологических явлений выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнической общности, с характерными для них чувствами, мыслями, ценностными ориентациями»[108;104].
Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов он не может существовать как член общества и своего этноса.
Этот сложный процесс начинается для человека в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь.
Следует отметить, что гармоничный, комплексный подход к формированию личности, комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение в процессе инкультурации
26

[стр.,28]

опять же диктуется природой.
Это проявляется на протяжении всего процесса, в котором
“принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).
На первой стадии инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры.
Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания и является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни”[180;176].

Для этого периода в любой культуре существуют специальные формы и средства инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики.
Примером такой формы первичной инкультурации является игра.
Если же говорить о формировании ценностного сознания личности в целом, то способом приобщения к ценностям
“значимого другого” (отца, матери, народа) становится общение, оказываясь основным способом формирования и развития мировоззрения личности, ее системы ценностей.
Войдя в жизнь человека, общение рождает потребность в постоянных контактах с себе подобными.
При этом оказывается что чрезвычайно важно! —что
“принципы общения как межсубъектного взаимодействия распространяются на связь человека с природой, с животными, с вещами: это оказывается возможным благодаря действию воображения, наделяющего объекты свойствами субъекта, то есть, превращающего субъект в квазисубъекта, позволяя подлинному субъекту вступать с ним в квазиобщение воображаемое общение, мысленный диалог” [90;297].
Такое общение с природой и вещами приобретает огромное культурное значение, начиная с его древнейшей мифорелигиозной обрядово-заклинательной формы и кончая современным, нравственно-эстетическим отношением к “первой” и “второй” природе, уважением и восхищением.
Такое отношение противостоит прагматическипотребительской эксплуатации природы и культу вещей, одухотворяя и облагораживая связь человека с материальным миром.
27

[Back]