человека с природой, с животными, с вещами: это оказывается возможным благодаря действию воображения, наделяющего объекты свойствами субъекта, то есть, превращающего субъект в квазисубъекта, позволяя подлинному субъекту вступать с ним в квазиобщение — воображаемое общение, мысленный диалог" [65;297]. Такое общение с природой и вещами приобретает огромное культурное значение, начиная с его древнейшей мифо-религиозной обрядово-заклинательной формы и кончая современным, нравственно-эстетическим отношением к "первой" и “второй" природе, уважением и восхищением. Такое отношение противостоит прагматически-потребительской эксплуатации природы и культу вещей, одухотворяя и облагораживая связь человека с материальным миром. Главной отличительной особенностью второй стадии инкультурации становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности качеств, из которых наиболее важными являются следующие: достижение необходимой степени физической зрелости организма; овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда; овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта; принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда [129; 178]. Итак, гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности, т.е. "совокупности установок и предрасположен костей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом" [124;179]. Вместе с тем семья утверждается как естественная, имеющая оптимальные условия для решения задач инкультурации (воспитания) среды. Известно, что семья как "определенная структура совместного сущест |
опять же диктуется природой. Это проявляется на протяжении всего процесса, в котором “принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую). На первой стадии инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания и является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни”[180;176]. Для этого периода в любой культуре существуют специальные формы и средства инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики. Примером такой формы первичной инкультурации является игра. Если же говорить о формировании ценностного сознания личности в целом, то способом приобщения к ценностям “значимого другого” (отца, матери, народа) становится общение, оказываясь основным способом формирования и развития мировоззрения личности, ее системы ценностей. Войдя в жизнь человека, общение рождает потребность в постоянных контактах с себе подобными. При этом оказывается что чрезвычайно важно! —что “принципы общения как межсубъектного взаимодействия распространяются на связь человека с природой, с животными, с вещами: это оказывается возможным благодаря действию воображения, наделяющего объекты свойствами субъекта, то есть, превращающего субъект в квазисубъекта, позволяя подлинному субъекту вступать с ним в квазиобщение воображаемое общение, мысленный диалог” [90;297]. Такое общение с природой и вещами приобретает огромное культурное значение, начиная с его древнейшей мифорелигиозной обрядово-заклинательной формы и кончая современным, нравственно-эстетическим отношением к “первой” и “второй” природе, уважением и восхищением. Такое отношение противостоит прагматическипотребительской эксплуатации природы и культу вещей, одухотворяя и облагораживая связь человека с материальным миром. 27 Главной отличительной особенностью второй стадии инкультурации становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности качеств, из которых наиболее важными являются следующие: — достижение необходимой степени физической зрелости организма; овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда; — овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта; принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда [173; 178]. Итак, гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности, т.е. “совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом” [165; 179]. Вместе с тем семья утверждается как естественная, имеющая оптимальные условия для решения задач инкультурации (воспитания) среда. Известно, что семья как “определенная структура совместного существования индивидов” [90;306] возникает уже у животных она создает оптимальные условия для выведения и выращивания потомства то есть она естественна, следовательно, и природосообразна по своей сути. Семья людей складывается изначально на той же основе и для тех же целей. Однако особенности человеческого бытия радикально изменили формы, значение и развитие семейных отношений. Семья становится “долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих программ, которые не передаются генетически, требует гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человеческого поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества в целом и его этноса в частности, а это может 28 |