вования индивидов1 ' [65;30б] возникает уже у животных — она создает оптимальные условия для выведения и выращивания потомства — то есть она естественна, следовательно, и природосообразна по своей сути. Семья людей складывается изначально на той же основе и для тех же целей. Однако особенности человеческого бытия радикально изменили формы, значение и развитие семейных отношений. Семья становится "долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих программ, которые не передаются генетически, требует гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человеческого поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества в целом и его этноса в частности, а это может произойти лишь в прямом и длительном, многолетнем общении детей и родителей. Задачей семьи становится, следовательно, не только физическое делопроизводство, кормление и защита потомства, но и процесс его "очеловечивания", то есть превращение в действительного Человека, живущего и действующего по-человечески" [65;307]. Поэтому великое значение семьи в жизни человечества ощущалось издавна задолго до того, как она стала предметом научно-теоретического изучения, семейные отношения уже осмыслялись образно, начиная с их отражения в мифах многих народов и фольклоре, далее в литературе, театре, живописи. Семья не просто ячейка общества, но его модель, микромир широкого социального макромира. Если же объяснять семью с позиции принципа природосообразности, то семья — это органическая часть, микромир огромного макромира Природы; это самая естественная, а потому и самая благоприятная среда для развития и воспитания человека. Семья имеет два измерения горизонтальное (пространственное) и вертикальное (временное), позволяющие ей развиваться естественно, эволюционно. Накопленный опыт взаимодействия с окружающим миром в пространственном измерении передается новому поколению, переходя в следующее временное измерение. Семья также соединяет "две главные |
Главной отличительной особенностью второй стадии инкультурации становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности качеств, из которых наиболее важными являются следующие: — достижение необходимой степени физической зрелости организма; овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда; — овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта; принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда [173; 178]. Итак, гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности, т.е. “совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом” [165; 179]. Вместе с тем семья утверждается как естественная, имеющая оптимальные условия для решения задач инкультурации (воспитания) среда. Известно, что семья как “определенная структура совместного существования индивидов” [90;306] возникает уже у животных она создает оптимальные условия для выведения и выращивания потомства то есть она естественна, следовательно, и природосообразна по своей сути. Семья людей складывается изначально на той же основе и для тех же целей. Однако особенности человеческого бытия радикально изменили формы, значение и развитие семейных отношений. Семья становится “долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих программ, которые не передаются генетически, требует гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человеческого поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества в целом и его этноса в частности, а это может 28 произойти лишь в прямом и длительном, многолетнем общении детей и родителей. Задачей семьи становится, следовательно, не только физическое детопроизводство, кормление и защита потомства, но и процесс его “очеловечивания”, то есть превращение в действительного Человека, живущего и действующего по-человечески” [90;307]. Поэтому великое значение семьи в жизни человечества ощущалось издавна задолго до того, как она стала предметом научно-теоретического изучения, семейные отношения уже осмыслялись образно, начиная с их отражения в мифах многих народов и фольклоре, далее в литературе, театре, живописи. Семья не просто ячейка общества, но его модель, микромир широкого социального макромира. Если же объяснять семью с позиции принципа природосообразности, то семья это органическая часть, микромир огромного макромира Природы; это самая естественная, а потому и самая благоприятная среда для развития и воспитания человека. Семья имеет два измерения горизонтальное (пространственное) и вертикальное (временное), позволяющие ей развиваться естественно, эволюционно. Накопленный опыт взаимодействия с окружающим миром в пространственном измерении передается новому поколению (переход в следующее временное измерение. Семья также соединяет “две главные функции общества как функциональной и исторически развивающейся системы —она стремится охранять свою стабильность, упрочивать свое бытие, и одновременно видоизменять его, обогащая новыми качествами в соответствии с изменяющимися условиями ее существования”. Так, отражается в семейном микрокосме диалектика традиционности и творчества, управляющая жизнью социального и природного микрокосма [90;308]. Все эти качества семьи и позволяют ей формировать человека как живое целое, как существо индивидуальное и социальное, как представителя своего этноса и цивилизации в целом. И именно потому, что содержание человеческой психики, духовность и тип поведения формируются прижизненно, они усваиваются ребенком под влиянием той микросреды, в которой начинается его жизненный путь, в которой он получает свои первые жизненные 29 |