Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 33]

функции общества как функциональной и исторически развивающейся системы — она стремится охранять свою стабильность, упрочивать свое бытие, и одновременно видоизменять его, обогащая новыми качествами в соответствии с изменяющимися условиями ее существования".
Так, отражается в семейном микрокосме диалектика традиционности и творчества, управляющая жизнью социального и природного микрокосма
[65;308].
Все эти качества семьи и позволяют ей формировать человека как живое целое, как существо индивидуальное и социальное, как представителя своего этноса и цивилизации в целом.
И именно потому, что содержание человеческой психики, духовность и тип поведения формируются прижизненно, они усваиваются ребенком под влиянием той микросреды, в которой начинается его жизненный путь, в которой он получает свои первые жизненные
впечатления, бессознательно впитывая те излучения, которые исходят от матери и других членов семьи, чутко реагируя на атмосферу семейной жизни.
Однако, «при всех особенностях — исторических и социальных, идеологических и психологических, религиозных и нравственных, этнокультурных и эстетических — духовного климата каждой семьи и соответственно его воздействия на сознание вырастающего в этой атмосфере ребенка существуют и некие инвариантные, объективные обстоятельства, характеризующие роль семьи» в процессе инкультурации: общество встречает входящего в мир индивида как объективно существующие условия его бытия, столь же объективные, как природная среда, законы природы и Вселенной вообще.
Ребенок полностью и безоговорочно «принадлежит» тому конкретному типу общества, в котором он появляется на свет, в котором живет его семья.
Это общество является одним для всех детей, вступающих в жизнь, и потому требует от всех них одних и тех же сознания и принципов поведения, общепризнанных в культуре данного этноса.
Но, благодаря возможности «более или менее свободно отбирать определенный круг
[стр. 30]

произойти лишь в прямом и длительном, многолетнем общении детей и родителей.
Задачей семьи становится, следовательно, не только физическое детопроизводство, кормление и защита потомства, но и процесс его “очеловечивания”, то есть превращение в действительного Человека, живущего и действующего по-человечески” [90;307].
Поэтому великое значение семьи в жизни человечества ощущалось издавна задолго до того, как она стала предметом научно-теоретического изучения, семейные отношения уже осмыслялись образно, начиная с их отражения в мифах многих народов и фольклоре, далее в литературе, театре, живописи.
Семья не просто ячейка общества, но его модель, микромир широкого социального макромира.
Если же объяснять семью с позиции принципа природосообразности, то семья это органическая часть, микромир огромного макромира Природы; это самая естественная, а потому и самая благоприятная среда для развития и воспитания человека.
Семья имеет два измерения горизонтальное (пространственное) и вертикальное (временное), позволяющие ей развиваться естественно, эволюционно.
Накопленный опыт взаимодействия с окружающим миром в пространственном измерении передается новому поколению (переход в следующее временное измерение.
Семья также соединяет “две главные функции общества как функциональной и исторически развивающейся системы —она стремится охранять свою стабильность, упрочивать свое бытие, и одновременно видоизменять его, обогащая новыми качествами в соответствии с изменяющимися условиями ее существования”.
Так, отражается в семейном микрокосме диалектика традиционности и творчества, управляющая жизнью социального и природного микрокосма
[90;308].
Все эти качества семьи и позволяют ей формировать человека как живое целое, как существо индивидуальное и социальное, как представителя своего этноса и цивилизации в целом.
И именно потому, что содержание человеческой психики, духовность и тип поведения формируются прижизненно, они усваиваются ребенком под влиянием той микросреды, в которой начинается его жизненный путь, в которой он получает свои первые жизненные
29

[стр.,31]

впечатления, бессознательно впитывая те излучения, которые исходят от матери и других членов семьи, чутко реагируя на атмосферу семейной жизни.
Однако, «при всех особенностях исторических и социальных, идеологических и психологических, религиозных и нравственных, этнокультурных и эстетических духовного климата каждой семьи и соответственно его воздействия на сознание вырастающего в этой атмосфере ребенка существуют и некие инвариантные, объективные обстоятельства, характеризующие роль семьи» в процессе инкультурации: общество встречает входящего в мир индивида как объективно существующие условия его бытия, столь же объективные, как природная среда, законы природы и Вселенной вообще.
Ребенок полностью и безоговорочно «принадлежит» тому конкретному типу общества, в котором он появляется на свет, в котором живет его семья.
Это общество является одним для всех детей, вступающих в жизнь, и потому требует от всех них одних и тех же сознания и принципов поведения, общепризнанных в культуре данного этноса.
Но, благодаря возможности «более или менее свободно отбирать определенный круг
ценностей в безбрежном море сотворенных культурой, воздействие семьи не стандартизирует, а индивидуализирует ребенка и включает его духовно не только в современную ему социальную структуру, но во всю историю его этноса и человечества, поскольку формирует его сознание духовной энергией религии и фольклора, воздействием той материально-художественной предметной среды, которую семья выстраивает из вещей, созданных и соединенных во всегда своеобразный ансамбль» [90;309].
В конечном счете именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке и , опираясь на его врожденные индивидуальные данные , выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию; а с другой стороны, чтобы приобщить его ко всей истории его народа и человечества, а не одной только современности.
И первая задача матери, родителей, семьи в целом состоит в интуитивном угадывании природной индивидуальности ре30

[Back]