ценностей в безбрежном море сотворенных культурой, воздействие семьи не стандартизирует, а индивидуализирует ребенка и включает его духовно не только в современную ему социальную структуру, но во всю историю его этноса и человечества, поскольку формирует его сознание духовной энергией религии и фольклора, воздействием той материально-художественной предметной среды, которую семья выстраивает из вещей, созданных и соединенных во всегда своеобразный ансамбль» [65;309]. В конечном счете, именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке и, опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию; а с другой стороны, чтобы приобщить его ко всей истории его народа и человечества, а не одной только современности. И первая задача матери, родителей, семьи в целом состоит в интуитивном угадывании природной индивидуальности ребенка, качеств, которыми, как принято говорить, «наградила его природа». Таким образом, истоком традиций народного воспитания всегда было то, что человек зачастую стремился находиться в гармонии с природой, учился у нее пониманию свойственных ей явлений, законов, созвучий и гармонии и в преобразованном виде воплощал их в материальных и духовных ценностях. Иначе говоря, он в своей жизнедеятельности руководствовался принципом — жить, создавать, воспитывать сообразно природе. |
впечатления, бессознательно впитывая те излучения, которые исходят от матери и других членов семьи, чутко реагируя на атмосферу семейной жизни. Однако, «при всех особенностях исторических и социальных, идеологических и психологических, религиозных и нравственных, этнокультурных и эстетических духовного климата каждой семьи и соответственно его воздействия на сознание вырастающего в этой атмосфере ребенка существуют и некие инвариантные, объективные обстоятельства, характеризующие роль семьи» в процессе инкультурации: общество встречает входящего в мир индивида как объективно существующие условия его бытия, столь же объективные, как природная среда, законы природы и Вселенной вообще. Ребенок полностью и безоговорочно «принадлежит» тому конкретному типу общества, в котором он появляется на свет, в котором живет его семья. Это общество является одним для всех детей, вступающих в жизнь, и потому требует от всех них одних и тех же сознания и принципов поведения, общепризнанных в культуре данного этноса. Но, благодаря возможности «более или менее свободно отбирать определенный круг ценностей в безбрежном море сотворенных культурой, воздействие семьи не стандартизирует, а индивидуализирует ребенка и включает его духовно не только в современную ему социальную структуру, но во всю историю его этноса и человечества, поскольку формирует его сознание духовной энергией религии и фольклора, воздействием той материально-художественной предметной среды, которую семья выстраивает из вещей, созданных и соединенных во всегда своеобразный ансамбль» [90;309]. В конечном счете именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке и , опираясь на его врожденные индивидуальные данные , выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию; а с другой стороны, чтобы приобщить его ко всей истории его народа и человечества, а не одной только современности. И первая задача матери, родителей, семьи в целом состоит в интуитивном угадывании природной индивидуальности ре30 бенка, качеств, которыми, как принято говорить, «наградила его природа» или которые он получил «от Бога»: тех или иных его способностей, дарований, склада ума и характера, направленности интересов, и, соответственно в культивировании, развитии одних качеств и торможении, подавлении других. Вот почему семья является источником, созидательной основой, исходной человскотворчсской силой, воплощающей в себе гармонию «натуры» и «культуры», принцип природосообразности. Таким образом, истоком традиций народного воспитания всегда было то, что человек зачастую стремился находиться в гармонии с природой, учился у нее пониманию свойственных ей явлений, законов, созвучий и гармонии и в преобразованном виде воплощал их в материальных и духовных ценностях. Иначе говоря, он в своей жизнедеятельности руководствовался принципом жить, создавать, воспитывать сообразно природе. 1.2. Сущность природосообразности в опыте народного воспитания Опыт народного воспитания является центром внимания многих современных наук о человеке как общих (философия, социальная история, культурология, психология, педагогика), так и прикладных (этнопедагогика, этнопсихология, этносоциология, этнокультура, этнология, этнолингвистика и т.п.) Народное воспитание имеет ряд своих сущностных признаков и специфических особенностей. Анализ их с точки зрения научной педагогики подтверждает целостный характер воспитания человека, возможность целостного формирования и развития личности, целостного её обновления как субъекта и стратега собственной жизни. Компонентами целостности выступает сумма социального, психологического, философского и естественнобиологического аспектов народного воспитания. Народное воспитание опирается на жизненно-практическую картину процесса формирования личности. Однако она располагает набором определенных закономерностей и устойчивых свойств, адекватных отражению объ31 |