Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 35]

1.2.
Сущность принципа природосообразности в опыте народного воспитания казахского народа Опыт народного воспитания является центром внимания многих современных наук о человеке как общих (философия, социальная история, культурология, психология, педагогика), так и прикладных (этнопедагогика, этнопсихология, этносоциология, этнокультура, этиология, этнолингвистика и т.п.) Народное воспитание имеет ряд своих сущностных признаков и специфических особенностей.
Анализ их с точки зрения научной педагогики подтверждает целостный характер воспитания человека, возможность целостного формирования и развития личности, целостного её обновления как субъекта и стратега собственной жизни.
Компонентами целостности выступает сумма социального, психологического, философского и естественно-биологического аспектов народного воспитания.
Народное воспитание опирается на жизненно-практическую картину процесса формирования личности.
Однако она располагает набором определенных закономерностей и устойчивых свойств, адекватных отражению
объективной действительности, сохраняя при любых обстоятельствах эти свойства и закономерности.
Народное воспитание непосредственно связано с вопросами природосообразной жизнедеятельности человека и группы людей в разные исторические периоды развития человечества (от этнической общности до многонациональных народов).
Особую ценность в анализе сущности природосообразности в опыте народного воспитания, отвечающего цели данного параграфа, представляют социальный, психологический, философский и естественно-биологический его аспекты.
Исследования теории и истории педагогики, теории культуры и этноса подтверждают, что одним из основных вопросов существования и развития человеческого общества является вопрос о воспитании подрастающего поко
[стр. 32]

бенка, качеств, которыми, как принято говорить, «наградила его природа» или которые он получил «от Бога»: тех или иных его способностей, дарований, склада ума и характера, направленности интересов, и, соответственно в культивировании, развитии одних качеств и торможении, подавлении других.
Вот почему семья является источником, созидательной основой, исходной человскотворчсской силой, воплощающей в себе гармонию «натуры» и «культуры», принцип природосообразности.
Таким образом, истоком традиций народного воспитания всегда было то, что человек зачастую стремился находиться в гармонии с природой, учился у нее пониманию свойственных ей явлений, законов, созвучий и гармонии и в преобразованном виде воплощал их в материальных и духовных ценностях.
Иначе говоря, он в своей жизнедеятельности руководствовался принципом жить, создавать, воспитывать сообразно природе.
1.2.
Сущность природосообразности в опыте народного воспитания Опыт народного воспитания является центром внимания многих современных наук о человеке как общих (философия, социальная история, культурология, психология, педагогика), так и прикладных (этнопедагогика, этнопсихология, этносоциология, этнокультура, этнология, этнолингвистика и т.п.) Народное воспитание имеет ряд своих сущностных признаков и специфических особенностей.
Анализ их с точки зрения научной педагогики подтверждает целостный характер воспитания человека, возможность целостного формирования и развития личности, целостного её обновления как субъекта и стратега собственной жизни.
Компонентами целостности выступает сумма социального, психологического, философского и естественнобиологического аспектов народного воспитания.
Народное воспитание опирается на жизненно-практическую картину процесса формирования личности.
Однако она располагает набором определенных закономерностей и устойчивых свойств, адекватных отражению
объ31

[стр.,33]

ективной действительности, сохраняя при любых обстоятельствах эти свойства и закономерности.
Народное воспитание непосредственно связано с вопросами природосообразной жизнедеятельности человека и группы людей в разные исторические периоды развития человечества (от этнической общности до многонациональных народов).
Особую ценность в анализе сущности природосообразности в опыте народного воспитания, отвечающего цели данного параграфа, представляют социальный, психологический, философский и естественно-биологический его аспекты.
Исследования теории и истории педагогики, теории культуры и этноса подтверждают, что одним из основных вопросов существования и развития человеческого общества является вопрос о воспитании подрастающего поколения:
«Всякий народ и всякое государство всегда озабочены тем, чтобы в лице своих детей подготовить себе на жизненном поприще заместителей, которые могли бы продолжать дела, начатые их отцами» [97;340].
И в эпоху «малокультурных дикарей», и развитых культурных народов, в житейской обыденности и научных теориях воспитание подрастающего поколения всегда признавалось первоочередной мерой сохранения и развития человечества.
При помощи воспитания и создания многочисленных педагогических норм, приемов, традиций, условий изначально «человеческое стадо превращалось в человеческое общество» [41;5].
Именно обобщение воспитательной практики еще на закате первобытного общества, а затем в развитых системах воспитания, поддерживаемых развитой педагогической мыслью, обусловило стремительное развитие человечества во всех направлениях.
Поэтому «воспитание, возникшее с появлением человеческого общества, не исчезнет до тех пор, пока само общество не перестанет существовать» [154;7].
Для того, чтобы яснее представить сущность социального аспекта народною воспитания, нужно обратиться к вопросу возникновения самого общества социума, т.к.
на первый взгляд может показаться, что сами понятия «природосообразный» и «социальный» противопоставлены друг другу 32

[Back]