ления: «Всякий народ и всякое государство всегда озабочены тем, чтобы в лице своих детей подготовить себе на жизненном поприще заместителей, которые могли бы продолжать дела, начатые их отцами» [77;340]. И в эпоху «малокультурных дикарей», и развитых культурных народов, в житейской обыденности и научных теориях воспитание подрастающего поколения всегда признавалось первоочередной мерой сохранения и развития человечества. При помощи воспитания и создания многочисленных педагогических норм, приемов, традиций, условий изначально «человеческое стадо превращалось в человеческое общество» [36;5]. Именно обобщение воспитательной практики еще на закате первобытного общества, а затем в развитых системах воспитания, поддерживаемых развитой педагогической мыслью, обусловило стремительное развитие человечества во всех направлениях. Поэтому «воспитание, возникшее с появлением человеческого общества, не исчезнет до тех пор, пока само общество не перестанет существовать» [116;7]. Для того чтобы яснее представить сущность социального аспекта народного воспитания, нужно обратиться к вопросу возникновения самого общества социума, т.к. на первый взгляд может показаться, что сами понятия «природосообразный» и «социальный» противопоставлены друг другу по значению «естественный» и «искусственный». Если известно, что человек является частью природы и живет по ее законам, а социум — рукотворная среда обитания человека является «производной от его природы, от его врожденных способностей усваивать человеческую роль, мыслить, трудиться, слышать голос своих инстинктов, самосохранения, продолжения рода, свободы, защищенности, от врожденной потребности в реализации всех своих врожденных способностей», то созданный человеком социум должен был воплотить законы бытия природы. Человеком двигала «нужда в искусственной среде, во «второй природе», содержащей недостающее человеку в «первой природе», заполняющей вырванную людьми у природы и обживаемую ими экологическую нишу» [65;143]. Но рукотворная среда (социум) не устраняла значение первозданной среды (природы) для человека, не |
ективной действительности, сохраняя при любых обстоятельствах эти свойства и закономерности. Народное воспитание непосредственно связано с вопросами природосообразной жизнедеятельности человека и группы людей в разные исторические периоды развития человечества (от этнической общности до многонациональных народов). Особую ценность в анализе сущности природосообразности в опыте народного воспитания, отвечающего цели данного параграфа, представляют социальный, психологический, философский и естественно-биологический его аспекты. Исследования теории и истории педагогики, теории культуры и этноса подтверждают, что одним из основных вопросов существования и развития человеческого общества является вопрос о воспитании подрастающего поколения: «Всякий народ и всякое государство всегда озабочены тем, чтобы в лице своих детей подготовить себе на жизненном поприще заместителей, которые могли бы продолжать дела, начатые их отцами» [97;340]. И в эпоху «малокультурных дикарей», и развитых культурных народов, в житейской обыденности и научных теориях воспитание подрастающего поколения всегда признавалось первоочередной мерой сохранения и развития человечества. При помощи воспитания и создания многочисленных педагогических норм, приемов, традиций, условий изначально «человеческое стадо превращалось в человеческое общество» [41;5]. Именно обобщение воспитательной практики еще на закате первобытного общества, а затем в развитых системах воспитания, поддерживаемых развитой педагогической мыслью, обусловило стремительное развитие человечества во всех направлениях. Поэтому «воспитание, возникшее с появлением человеческого общества, не исчезнет до тех пор, пока само общество не перестанет существовать» [154;7]. Для того, чтобы яснее представить сущность социального аспекта народною воспитания, нужно обратиться к вопросу возникновения самого общества социума, т.к. на первый взгляд может показаться, что сами понятия «природосообразный» и «социальный» противопоставлены друг другу 32 по значению «естественный» и «искусственный». Если известно, что человек является частью природы и живет по ее законам, а социум рукотворная среда обитания человека —является «производной от его природы, от его врожденных способностей усваивать человеческую роль, мыслить, трудиться, слышать голос своих инстинктов, самосохранения, продолжения рода , свободы, защищенности, от врожденной потребности в реализации всех своих врожденных способностей» [117; 190], то созданный человеком социум должен был воплотить законы бытия природы. Человеком двигала «нужда в искусственной среде, во «второй природе», содержащей недостающее человеку в «первой природе», заполняющей вырванную людьми у природы и обживаемую ими экологическую нишу» [90; 143]. Но рукотворная среда (социум) не устраняла значение первозданной среды (природы) для человека, не ликвидировало его отношения к ней, а сама выступала как специфическая для человека форма его связи с природой, его единства с ней. Это связано и с основной функцией общины (праобщество), которую можно выделить, проанализировав работы таких исследователей культуры, как Т.А. Бернштам, М.М. Громыко, Г.Д. Гачев: «обеспечение целостности мира и целостного мировоззрения, воспроизводство единства жизненных циклов природы и человека, сохранение его через неуклонное следование традиции [139;5]. С точки зрения социально-исторической природы народного воспитания О.Г.Жариновой была выделена существенная ее особенность: «удержание последующими поколениями того лучшего, что было создано поколениями предыдущими»[163;19]. Л.Коганом, О. Жариновой , Е.Христовой установлено, что устойчивость преемственных связей в народе достигается традицией, а традиция, по их мнению,не просто отличительная черта народной культуры, а более всего, регламентирующая форма организации общественной жизни, саморегуляции социальных воздействий. «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете на медленный, но неизбежный процесс умирания» [86;35]. Это объясняется тем, что «традиционалистский характер народной культуры прямо свя33 |