Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 38]

отношений создавалась веками, изменяясь и внешне, и внутри, веками же складывались пути вовлечения детей во взрослую жизнь.
Ценности, которые складывались в процессе социализации детей, по сути, устойчивы и
дюке вечны, а вот программы их формирования — исторически изменяемы [122;20].
Результатом обработки этнографических материалов экспедиции 1921г.
явилась большая статья И.С.Диваева «Этнографическое жизнеописание казахов Казалинского уезда».
Эта неопубликованная работа является ценным источником для изучения народной жизни и мировоззрения казахских трудящихся в восстановительный период Советской власти.
Кратко остановившись на родоплеменном составе казахского населения Казалинского уезда, Диваев переходит к подробной характеристике хозяйства казахов-скотоводству, земледелию, орошению и т.д.
Далее дается детальная характеристика материальной культуры.
Очень интересны описания юрты, зимовок, традиций строительства, одежды.
Большое место занимает очерк семейного быта казахов, положения женщины в семье, духовной культуры и верований.
Эта работа представляет особый интерес в связи с тем, что материальная культура казахов Казалинского района Кызыл-Ординской области почти совершенно не отражена в этнографической литературе.
М.Жумабаев, определяя цель воспитания личности в своем учебном пособии «Педагогика», отмечает, что каждый воспитатель должен быть знаком с национальным воспитанием.
Сохранение самобытности народа может обеспечить национальная школа и родной язык.
Взгляды А.Байтурсынова, МДулатова, Ж.Аймаутова, Х.Досмухамедова во многом роднит идея об обучении родному языку и на родном языке.
Привить национальный дух, пробудить национальное самосознание можно только тогда, когда ребенок свои первые знания получает на родном языке, когда он познает свой родной язык.
Такие дети после окончания национальной школы не смогут потерять своего национального духа.
Сохранению самобытности народа, по мнению Ж.Аймаутова, в полной мере
[стр. 35]

зан с преобладающей ролью природного элемента в общественной жизнедеятельности людей» [59;318].
Таким образом, традиция в народной среде ведущее условие межпоколенных коммуникаций, взаимодействий и отношений с природой, общественного развития и главная мера педагогического воздействия, как на индивида в социуме, так и на социальный организм в целом; традиционный компонент народного воспитания важнейшая его отличительная черта и специфическая особенность.
Следует также отметить об историческом характере социализирующей функции народной педагогики.
A.B.
Мудрик утверждает, что выступая в роли инструмента «социализации детей, своеобразной силы — умудренных жизненным опытом близких, родителей, родственников, семейная ткань отношений создавалась веками, изменяясь и внешне, и внутри, веками же складывались пути вовлечения детей во взрослую жизнь.
Ценности, которые складывались в процессе социализации детей, по сути устойчивы и
даже вечны, а вот программы их формирования исторически изменяемы [163;20].
Однако нельзя также забывать и о собственно этнической стороне народной педагогики.
Как утверждал А.
Дистервег, «каждая нация имеет свои особенности, обусловленные природой и историей, свой национальный дух» 170; 197], находящие выражение как в бытии народа, так в культуре и в опыте народного воспитания.
Являясь проявлением этничности, народная педагогика выступает в роли своеобразного «хранителя» единого языка, общих черт и стабильных особенностей культуры, быта, традиций взаимоотношений с окружающим миром, обычаев.
Иначе, по-мнению Г.Н.Волкова, народная педагогика является олицетворением специфического естественного микроклимата, удерживающего и закрепляющего особенности психики данного народа, стереотипы поведения и черты характера [48; 1681.
Следующим аспектом рассмотрения сущности природосообразности в опыте народного воспитания является психологический.
Как утверждает К.Ш.
Ахияров, воспитательные установки народной педагогики полностью 34

[Back]