народной педагогики. Как утверждал А.Дистервег, «каждая нация имеет свои особенности, обусловленные природой и историей, свой национальный дух», находящие выражение как в бытии народа, так в культуре и в опыте народного воспитания. Являясь проявлением этничности, народная педагогика выступает в роли своеобразного «хранителя» единого языка, общих черт и стабильных особенностей культуры, быта, традиций взаимоотношений с окружающим миром, обычаев. Иначе, no-мнению Г.Н.Волкова, народная педагогика является олицетворением специфического естественного микроклимата, удерживающего и закрепляющего особенности психики данного народа, стереотипы поведения и черты характера. 2). Следующим аспектом рассмотрения сущности природосообразности в опыте народного воспитания является психологический. Как утверждает К.Ш. Ахияров, воспитательные установки народной педагогики полностью соответствуют данным психологической науки: для ребенка реальность разделена на две сферы — «мир природы и вещей» и «мир людей». Овладение вещью невозможно путем адаптации: необходим особый процесс усвоения ребенком способов действий с каждой вещью, взаимодействий с природой, который ненавязчиво организовывается в повседневной жизни. В сфере «мир людей» необходим особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления. И родители, исходя из естественных представлений, организуют этот процесс, обучая способам действия с предметами, попутно приучая определенным нормам отношений [23;55]. 3). Характерной особенностью народного воспитания как природосообразного явления принято считать глубоко психологический характер его факторов. В педагогической науке к факторам народного воспитания, вслед за Г.Н. Волковым, относят природу, слово, игру, труд, общение, традиции, искусство, пример-идеал. |
зан с преобладающей ролью природного элемента в общественной жизнедеятельности людей» [59;318]. Таким образом, традиция в народной среде ведущее условие межпоколенных коммуникаций, взаимодействий и отношений с природой, общественного развития и главная мера педагогического воздействия, как на индивида в социуме, так и на социальный организм в целом; традиционный компонент народного воспитания важнейшая его отличительная черта и специфическая особенность. Следует также отметить об историческом характере социализирующей функции народной педагогики. A.B. Мудрик утверждает, что выступая в роли инструмента «социализации детей, своеобразной силы — умудренных жизненным опытом близких, родителей, родственников, семейная ткань отношений создавалась веками, изменяясь и внешне, и внутри, веками же складывались пути вовлечения детей во взрослую жизнь. Ценности, которые складывались в процессе социализации детей, по сути устойчивы и даже вечны, а вот программы их формирования исторически изменяемы [163;20]. Однако нельзя также забывать и о собственно этнической стороне народной педагогики. Как утверждал А. Дистервег, «каждая нация имеет свои особенности, обусловленные природой и историей, свой национальный дух» 170; 197], находящие выражение как в бытии народа, так в культуре и в опыте народного воспитания. Являясь проявлением этничности, народная педагогика выступает в роли своеобразного «хранителя» единого языка, общих черт и стабильных особенностей культуры, быта, традиций взаимоотношений с окружающим миром, обычаев. Иначе, по-мнению Г.Н.Волкова, народная педагогика является олицетворением специфического естественного микроклимата, удерживающего и закрепляющего особенности психики данного народа, стереотипы поведения и черты характера [48; 1681. Следующим аспектом рассмотрения сущности природосообразности в опыте народного воспитания является психологический. Как утверждает К.Ш. Ахияров, воспитательные установки народной педагогики полностью 34 соответствуют данным психологической науки: для ребенка реальность разделена на две сферы «мир природы и вещей» и «мир людей». Овладение вещью невозможно путем адаптации: необходим особый процесс усвоения ребенком способов действий с каждой вещыо, взаимодействий с природой, который ненавязчиво организовывается в повседневной жизни. В сфере «мир людей» необходим особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления. И родители, исходя из естественных представлений, организуют этот процесс, обучая способам действия с предметами, попутно приучая определенным нормам отношений [14;55]. Характерной особенностью народного воспитания как природосообразного явления принято считать глубоко психологический характер его факторов. В педагогической науке к факторам народного воспитания, вслед за Г.Н. Волковым, относят природу, слово, игру, труд, общение, традиции, искусство, пример-идеал. Природа один из важнейших факторов народной педагогики. По мнению Г.Н. Волкова, «природа это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины родные». И все это определяет традиционный образ жизни народа, его быт, уклад, мышление и психику. Поэтому «разрушение родной природы равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса» [47; 128]. Природа это не только среда обитания, но и родная сторона, которая имеет неизъяснимую власть над человеком, силу, способную исцелить не только его тело, но и душу: «Объективная гармония природы несет в себе и субъективную гармонию: способствует укреплению духовного и физического здоровья, благотворно влияет на умственное развитие ребенка [48;243]. Природа также успокаивает, исцеляет, приносит радость, оживляет, дает силу, энергию, поддерживает в трудные минуты, помогает обрести веру, надежду, любовь... т.е. возвращает людям потерянное душевное равновесие, гармонию. 35 |