Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 45]

Природа один из важнейших факторов народной педагогики.
По мнению Г.Н.
Волкова, «природа — это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство.
Даже звезды на небе родины — родные».
И все это определяет традиционный образ жизни народа, его быт, уклад, мышление и психику.
Поэтому «разрушение родной природы равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса»
[41; 128].
Следующий фактор родное слово.
Зачастую оно «приравнивалось к самой жизни», так как считалось, что
‘ объясняет жизнь[122;22].
Это свойство слова определило его роль как основного в народной педагогике.
Глубоко природосообразен в народном воспитании такой фактор, как игра — «величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе» (41; 133).
Известно, что «дети тянутся к борьбе, к состязаниям не потому, что в них заложены разрушительные силы, а потому что это их естественное состояние роста.
Если маленький котенок не возится с другим котенком, не трогает его лапой, давая ему понять, что он намерен с ним состязаться, то такой котенок нездоров, ненормален.
Так и ребенок — его естественное
состояние заключается в постоянном испытании себя, своих возможностей.
Это великий принцип природосообразности таит в себе тайну детского развития, тайну взросления» [2;128].
Психолого-педагогическая сущность игры подтверждается таким веским аргументом, как игротерапия.
Здесь свободная игра выступает «как средство самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции»
[114;39].
Разумная наклонность к подвижным играм, использованная и педагогически применяемая, развивает в детях много личных сил без существенного содействия воспитателя, так как игра это естественная потребность развивающегося организма ребенка.
При самостоятельно избираемых массовых играх каждый участник должен приспособиться и подчиниться существующим правилам игры.
Это развивает лучшие качества человека, представляет поле для благородного состязания во всех мужских добродетелях: в ловкости, силе, выдержки, твердости, чувстве товарищества, в быстро и сознательно принимаемых решениях и по
[стр. 36]

соответствуют данным психологической науки: для ребенка реальность разделена на две сферы «мир природы и вещей» и «мир людей».
Овладение вещью невозможно путем адаптации: необходим особый процесс усвоения ребенком способов действий с каждой вещыо, взаимодействий с природой, который ненавязчиво организовывается в повседневной жизни.
В сфере «мир людей» необходим особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления.
И родители, исходя из естественных представлений, организуют этот процесс, обучая способам действия с предметами, попутно приучая определенным нормам отношений [14;55].
Характерной особенностью народного воспитания как природосообразного явления принято считать глубоко психологический характер его факторов.
В педагогической науке к факторам народного воспитания, вслед за Г.Н.
Волковым, относят природу, слово, игру, труд, общение, традиции, искусство, пример-идеал.
Природа один из важнейших факторов народной педагогики.
По мнению Г.Н.
Волкова, «природа это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство.
Даже звезды на небе родины родные».
И все это определяет традиционный образ жизни народа, его быт, уклад, мышление и психику.
Поэтому «разрушение родной природы равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса»
[47; 128].
Природа это не только среда обитания, но и родная сторона, которая имеет неизъяснимую власть над человеком, силу, способную исцелить не только его тело, но и душу: «Объективная гармония природы несет в себе и субъективную гармонию: способствует укреплению духовного и физического здоровья, благотворно влияет на умственное развитие ребенка [48;243].
Природа также успокаивает, исцеляет, приносит радость, оживляет, дает силу, энергию, поддерживает в трудные минуты, помогает обрести веру, надежду, любовь...
т.е.
возвращает людям потерянное душевное равновесие, гармонию.
35

[стр.,37]

Следующий фактор-родное слово.
Зачастую оно «приравнивалось к самой жизни», так как считалось, что
объясняет жизнь[163;22].
Это свойство слова определило его роль основного психолога в народной педагогике.
К.Д.Ушинским было замечено, что уникальная энергийность слова в народной культуре поддерживается особенностями его происхождения и бытования (живописью, простой и жизненной необходимостью, наличием «глубокого, полного мысли и чувства голоса родной природы», «родной песни», «родного языка» [194;397].
Вопрос о природе языка, слова мы рассматривали в первом параграфе данного исследования: звуки языка находятся в тесной связи с акустикой природы, т.е.
у данного народа и его слова (языка) одна родина.
Поэтому «выражением благодарного отношения к нему во все времена был и до сих пор остается традиционный эпитет «родное».
Будучи обладателем энергии многих поколений, слово является незаменимым «лекарством» для чувств, регулятором эмоций, «адаптирующим механизмом социальной психики»[163;22].
Традиционная колыбельная лучшее «снотворное» малышу, она «вызывает у ребенка чувство психологической защищенности» [138;40] Шутка, игра обычных слов, «укор», «намек» и т.д.
надежный воспитатель подростков, «контролер» их эмоций и поведения .
Д.И.
Латашина в этой связи подчеркивается «огромная сила воздействия на воспитуемых, «начало» обучения познания окружающего мира»[163;23].
Уникальный особенностью устного народного слова является его стойкая живучесть, самоценность, универсальность по психологическим достоинствам и совершенство по назначению.
Глубоко ириродосообразен в народном воспитании такой фактор, как игра «величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно прир о д е » ^ ; 133].
Известно, что «дети тянуться к борьбе, к состязаниям не потому, что в них заложены разрушительные силы, а потому что это их естественное состояние роста.
Если маленький котенок не возится с другим котенком, не трогает его лапой, давая ему понять.
Что он намерен с ним состязаться, то такой котенок нездоров, ненормален.
Так и ребенок его естественное
36

[стр.,38]

состояние заключается в постоянном испытании себя, своих возможностей.
Это великий принцип природосообразности таит в себе тайну детского развития, тайну взросления»[2;128].
Психолого-педагогическая сущность игры подтверждается таким веским аргументом, как игротерапия.
Здесь свободная игра выступает «как средство самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции»
[151;39].
Разумная наклонность к подвижным играм, использованная и педагогически применяемая, развивает в детях много личных сил без существенного содействия воспитателя, так как игра это естественная потребность развивающегося организма ребенка.
При самостоятельно избираемых массовых играх каждый участник должен приспособиться и подчиниться существующим правилам игры.
Это развивает лучшие качества человека, представляет поле для благородного состязания во всех мужских добродетелях: в ловкости, силе, выдержки, твердости, чувстве товарищества, в быстро и сознательно принимаемых решениях и поступках.

Этим молодежь сама лучше подготавливает себя для социальной жизни, чем это могут сделать теоретические наставления воспитателей [66;247] .
В игре развиваются лучше и естественнее всего все богатые, дремлющие в ребенке силы фантазии и творчества, сообразительность и дар изобретательности, а вместе с этим способности и силы для творческой работы.
Примечателен в этом смысле педагогический опыт Ю.П.
Азарова, который считает, что в общении с детьми всегда должна соединяться два начала: духовно-творческое, идущее от народной культуры, и экологическое, идущее от природы.
Экологическое же неразрывно связано с игровыми проявлениями, т.е.
с такими, которые основываются на «чистой детскости»: «В игре я вдруг увидел могучее средство, способное соединить духовное и природное начала.
Игра на вольном просторе обнаружила многое в детях : их живую пытливость, ловкость и сноровку, раскованность и бесстрашие, нежность и беспощадность.
Они состязались в благородстве.
Здесь не было скидок на возраст и разум, на силу или слабость.
Здесь властвовал закон игры вольный, справедливый»[2; 130].
Являясь богатой сферой деятельности детей, 37

[Back]