Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 46]

ступках.
Этим молодежь сама лучше подготавливает себя для социальной жизни, чем это могут сделать теоретические наставления воспитателей
[53;247] .
В игре развиваются лучше и естественнее всего все богатые, дремлющие в ребенке силы фантазии и творчества, сообразительность и дар изобретательности, а вместе с этим способности и силы для творческой работы.
Примечателен в этом смысле педагогический опыт Ю.П.Азарова, который считает, что в общении с детьми всегда
должно соединяться два начала: духовно-творческое, идущее от народной культуры, и экологическое, идущее от природы.
Экологическое же неразрывно связано с игровыми проявлениями, т.е.
с такими, которые основываются на «чистой детскости»: «В игре я вдруг увидел могучее средство, способное соединить духовное и природное начала.
Игра на вольном просторе обнаружила многое в детях : их живую пытливость, ловкость и сноровку, раскованность и бесстрашие, нежность и беспощадность.
Они состязались в благородстве.
Здесь не было скидок на возраст и разум, на силу или слабость.
Здесь властвовал закон игры — вольный, справедливый»
[2;130].
Являясь богатой сферой деятельности детей, народные игры также подготавливают их к взрослой жизни, приучая к способам труда, общения, поведения в обществе, коллективе и т.д.
Труд в народном воспитании занимает особенное место.
Природа и жизнь сами
"развивают в крестьянских детях привычку и любовь к труду, так как они видят постоянно работающих отца и мать и сами часто помогают им.
А свободный труд, как учил К.Д.
Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержки в нем человеческого достоинства,
для снятия эмоционального напряжения, для душевного и физического удовлетворения.
В народе общение невероятно богато и разнообразно.
Оно имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

"Общение — высшее духовное богатство в отношениях между людьми" [41; 139].
"Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки,
[стр. 38]

состояние заключается в постоянном испытании себя, своих возможностей.
Это великий принцип природосообразности таит в себе тайну детского развития, тайну взросления»[2;128].
Психолого-педагогическая сущность игры подтверждается таким веским аргументом, как игротерапия.
Здесь свободная игра выступает «как средство самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции» [151;39].
Разумная наклонность к подвижным играм, использованная и педагогически применяемая, развивает в детях много личных сил без существенного содействия воспитателя, так как игра это естественная потребность развивающегося организма ребенка.
При самостоятельно избираемых массовых играх каждый участник должен приспособиться и подчиниться существующим правилам игры.
Это развивает лучшие качества человека, представляет поле для благородного состязания во всех мужских добродетелях: в ловкости, силе, выдержки, твердости, чувстве товарищества, в быстро и сознательно принимаемых решениях и поступках.
Этим молодежь сама лучше подготавливает себя для социальной жизни, чем это могут сделать теоретические наставления воспитателей
[66;247] .
В игре развиваются лучше и естественнее всего все богатые, дремлющие в ребенке силы фантазии и творчества, сообразительность и дар изобретательности, а вместе с этим способности и силы для творческой работы.
Примечателен в этом смысле педагогический опыт Ю.П.
Азарова, который считает, что в общении с детьми всегда
должна соединяться два начала: духовно-творческое, идущее от народной культуры, и экологическое, идущее от природы.
Экологическое же неразрывно связано с игровыми проявлениями, т.е.
с такими, которые основываются на «чистой детскости»: «В игре я вдруг увидел могучее средство, способное соединить духовное и природное начала.
Игра на вольном просторе обнаружила многое в детях : их живую пытливость, ловкость и сноровку, раскованность и бесстрашие, нежность и беспощадность.
Они состязались в благородстве.
Здесь не было скидок на возраст и разум, на силу или слабость.
Здесь властвовал закон игры вольный, справедливый»[2;
130].
Являясь богатой сферой деятельности детей, 37

[стр.,39]

народные игры также подготавливают их к взрослой жизни, приучая к способам труда, общения, поведения в обществе, коллективе и т.д.
Труд в народном воспитании занимает особенное место.
Природа и жизнь сами
“развивают в крестьянских детях привычку и любовь к труду, так как они видят постоянно работающих отца и мать и сами часто помогают им.
А свободный труд, как учил К.Д.
Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержки в нем человеческого достоинства”
[48;43], для снятия эмоционального напряжения, для душевного и физического удовлетворения.
По утверждению К.Ш.Ахиярова: “изучение философской, психологопедагогической литературы и наблюдение за семьями, где сохранились народно-педагогические традиции, позволяет выделить этапность работы родителей по формированию у детей готовности к жизни и труду, не нарушая естественного хода сложной и противоречивой жизни”.
Это связано с тем, что “по народным традициям, ничто в жизни ребенка не происходит случайно, стихийно, его развитие идет под постоянным наблюдением родителей: и игра, и труд ребенка все с соблюдением меры”[14;91].
В народном воспитании подготовительным этапом в освоении деятельности для ребенка выступает “наблюдение реальной деятельности взрослого и только затем выполнение наиболее простых и вспомогательных операций, хотя и самостоятельно, но в составе сложной деятельности взрослого.
Ребенок делает ту операцию, которая ему по силам, причем эта операция уже встроена во взрослый процесс.
Но здесь же по собственному побуждению он иногда пытается “поднять неподъемное”сделать то, что обычно делают взрослые только человек выходит за пределы необходимого!»[121 ;87] Скрытая в нем природная пружина постоянно выталкивает его за пределы ситуации.
“Трудовая деятельность детей начинается с самообслуживания” это первый момент переключения биологической потребности в деятельности здорового ребенка в целенаправленную трудовую деятельность, первый психологический момент формирования трудолюбия.
Обучение ребенка самообслуживанию проводится в соответствии с принципом природосообразности и психологическим за38

[стр.,40]

коном “зоны ближайшего развития”, открытым Л.С.Выготским”[14;93].
В народе общение невероятно богато и разнообразно.
Оно имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

“Общение высшее духовное богатство в отношениях между людьми” [47; 139]: “Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цель жизни” [139;436].
Но развитие личности может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, что было свойственно народной среде.
Г.Н.
Волков справедливо отмечает, что “в специфике общения проявляется национальный характер.
Чуваши, например, очень сдержаны в проявлении чувств”.
Однако это не означает, что дети чуваш обделены любовыо и заботой, так как, “не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, вот что превыше всего ценится в крестьянской среде”[47;139].
Традиционно-бытовая культура это обыденная жизнь людей.
“На этом уровне человек удовлетворяет свои физиологические потребности, потребность в общении и т.д.
Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса” [173;91 ].
По мнению Г.Н.Волкова, “в семейном быту концентрируются важнейшие этнические традиции.
Быт столь же многообразен в своих проявлениях, как и природа.
В сущности это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие” [47; 141].
Традиции (сложная система взаимосвязанных между собой элементов обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека [179:140]), как элемент общественной жизни, имеют 39

[Back]