исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий, имеющих воспитывающий характер». В проигрывании тех или иных обрядов "жесткие напряженные отношения людей по традиционному принципу "мы они", переходя из реальных в зрелищно-игровые формы, а затем наоборот, закрепляясь снова в реальности, способны интегрировать общность, укреплять единение и сплоченность людей" [122;24]. Необходимо также обратить внимание на многозначность ритуала, на то, что он всегда служит "приятным, безопасным" способом эмоционального настроя, что ритуал способен, "вселить уверенность в структурирование времени". Э. Берн утверждает, что "добросовестные родители должны уделять больше внимания обучению детей процедурам, ритуалам, времяпрепровождениям, принятым в их кругу. Это помогает адаптироваться в окружающем мире и детям, и взрослым, создать привычную и комфортную атмосферу жизни" [122;24]. В традициях народа вполне отчетливо выступают такие факторы воспитания: природа, игра, слово-мысль, труд (действие, дело, деятельность), опыт, общение, быт, обычаи, искусство, религия, пример, нравственные образцы и т. п. Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, легенды и другие) составляют богатое этико-культурное наследие казахов. Казахский народ в своем историческом развитии создал высокую педагогическую культуру. В прошлом, когда не было специального обучения, основной воспитательной силой была семья, родители, близкие, окружающая среда. По традиции народной педагогики функция нормальной семьи состоит в гуманизации человека, в превращении грубых инстинктов в социальные мотивы добротворчества и созидания. В материнской любви ребенок обнаруживает образец всякой любви вообще, в отношениях с отцом — образец отношений послушания и, возможно, восхищения и т.д. Естественно, в процессе общения с близкими ребенок впитывал правила и |
свою специфику, обусловленную не только конкретно-историческими и этносоциальными, но и конкретно-природными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи (выработанные культурой модели поведения, непосредственно проявляющиеся в поведении отдельного человека[179; 140]), исполнение которых обязательно. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, то есть «с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий, имеющих воспитывающий характер». В проигрывании тех или иных обрядов “жесткие напряженные отношения людей по традиционному принципу “мы они”, переходя из реальных в зрелищно-игровые формы, а затем наоборот, закрепляясь снова в реальности, способны интегрировать общность, укреплять единение и сплоченность людей” [163;24]. Необходимо также обратить внимание на мног означность ритуала, на то, что он всегда служит “приятным, безопасным” способом эмоционального настроя, что ритуал способен, “вселить уверенность в структурирование времени”. Э. Берн утверждает, что “добросовестные родители должны уделять больше внимания обучению детей процедурам, ритуалам, времяпрепровождениям, принятым в их кругу. Это помогает адаптироваться в окружающем мире и детям, и взрослым, создать привычную и комфортную атмосферу жизни” [163;24]. Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному, а все прекрасное присуще природе. “То, что природа способна влиять на развитие эстетического вкуса молодежи, видно из высокопоэтичных произведений, которыми обладает каждый народ, часто черпающий свое вдохновение из созерцания красот природы” [48;2431. По мнению Т.Н. Волкова, искусство от словесного творчества до самой ничтожной бытовой мелочи, —обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций, утверждению народных педагогов и тем самым неоценимо в воспитании подрастающих поколений [47:144]. Например, при помощи красочного оформления процесса изготовления полотна, наши предки хотели повлиять 40 |