Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 54]

судеб, идущих с незапамятных времен и уходящих в бесконечное грядущее.
В этой вечности в прошлом бывало всякое, а в грядущем должно быть лучше вот смысл народного философского отношения к бытию и человеку
[33;47].
Исследователи истории казахов, среди них Ч.Валиханов, КАлтынсарин, А, Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, М.Дулатов, С.Асфендияров, и др., отмечали, что историческими предками казахов были тюркоязычные племена, которые вели кочевой образ жизни.
Привычки кочевой жизни, веками складывавшийся хозяйственный уклад, древнеязыческие обряды, элементы шаманизма образовали традиционно бытовую культуру общения народа, в содержании которой отражена его мудрость.
Ряд этнографических работ И.
Алтынсарына, среди которых «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у казахов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у казахов Оренбургского ведомства» освещает нравственные этикетные нормы поведения людей.
Значительный вклад в изучение традиционной культуры казахского народа, его нравственных представлений внесли А.
Кунанбаев, Ш.
Кудайбердиев, А.Диваев и др.
«Адам бол (будь человекам)» — этот принцип философии Абая имеет и сегодня большое значение в нравственном этническом воспитании молодежи, призывая ее к саморазвитию, самопознанию и самоочищению.
Философию Шакарима — познание трех истин: Истины Веры.
Истины Науки, Истины Души — Совести — можно рассматривать как методологическую основу духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.
На морально-нравственные нормы поведения казахов оказали влияние следующие факгоры: —повседневный жизненный опыт, относящийся к практической деятельности, быту, бытовым отношениям; —морально-этические ценности, унаследованные от предшествующих поколений; —связь каждого с микрои макросредой социализации (семья, род, село (аул), район, город);
[стр. 47]

Что касается народных представлений об устройстве мира, то здесь в центре внимания находилась “ежегодная драма жизни земли”(дни ее рождения, расцвета, умирания, нового рождения, расцвета, умирания и т.д.), суть которой перенесли на человека.
Следует заметить, что обожествление природы и поклонение своим божествам чувашскому народу “не мешало” верить и в христианского Бога.
Считается, что важнейшие функции языческих божеств перешли к христианским святым, и напротив, языческие духи, и божества “приспособились” к церковной службе и церковному календарю.
В целом, философия народа, его религиозно-мифологическое мировоззрение и воспитательный опыт построены на совокупности представлений человека о Добре и Зле, о Любви и Бесконечности жизни, о нравственной ответственности человека перед собой и миром, о Матери и Дитяти и т.д.
Иначе, философия народного воспитания —“философия веры, реальной и нереальной жизни, и как следствие этого, демонологические рассказы были традиционным воспитательным средством” [163;29].
Однако, мифологические и религиозные представления не являются простой народной фантазией.
Известно, что в архаических типах обществ это основной критерий и результат агроклиматических, астрономических, метеорологических, и других наблюдений людей за окружающим миром, это “мировоззренческая этика, имеющая собственную логику, качество и стойкость форм” [1 12; 138].
Особо отметим, что народное воспитание рассматривает каждого человека как элемент вечности, живое звено в бесконечной веренице человеческих судеб, идущих с незапамятных времен и уходящих в бесконечное грядущее.
В этой вечности в прошлом бывало всякое, а в грядущем должно быть лучше вот смысл народного философского отношения к бытию и человеку
[14;47].
В анализе естественного аспекта народного воспитания обнаруживается такая характеристика воспитания, которая отличается от предыдущих непосредственной связью с органическим миром, выражаемым прежде всего фи46

[Back]