— факторы религиозного характера, их источники — шаманизм; —контакты с другими народами: русским, монголами, киргизами, бурятами, алтайцами и др. Отличительными особенностями народного этикета являются: почтительное отношение к старшим, которое выражалось в культе предков, к женщине-матери (культ матери); чадолюбие (культ ребенка); привязанность к родной земле (культ родины), высокоразвитое чувство взаимопомощи— бескорыстие; скромность; мягкость; толерантность и т.д. Для казаха всегда был чрезвычайно важен его авторитет в обществе: «Честь народа — честь джигита», «Где знают тебя — ценят по достоинству, где не знают— ценят по одежде». А авторитетным может быть только тот, кто обладает совокупностью качеств, отражающих высокие понятия народа о чести, долге и моральной чистоте. Эта качества включают такие свойства, как благородство, правдивость, честность, скромность, благодушие, щедрость, бескорыстие. А народ в таком человеке никогда не ошибается: «У кого руки щедры, тому все дороги открыты», «Правде покоряются крепости», «Простота — признак не слабости, а человечности», «Достойный человек помнит добро. Недостойный через день забывает его», «Красив не тот, кто телом красив, а тот, кто душой красив». Если человек обладает совокупностью этих качеств и следует общепринятым нормам поведения, то о таком человеке говорят: «человечный», «нравственный», «соблюдающий нормы и правила». Следовательно, о нем можно сказать: «Он следует во всем этикету». Как считает М.СЛСаган, "подлинная сложность онтогенеза человека состоит именно в том, что условием его является природная данность совокупность врожденных качеств индивида, которое подлежит обработке и переработке силами общества и силами культуры. Оттого конечный продукт этого процесса — человеческая индивидуальность — оказывается трехсторонней системой, обусловленной особенностями взаимодействующих сторон — природы, общества и культуры" [65; 105]. Следовательно, воспитательный процесс человечества хотя бы в стадии своего становления |
зиологическими возможностями и потребностями объектов и субъектов народного воспитания, специфическими особенностями самого воспитательного процесса в народной среде (его генетичностью, целенаправленностью и целесообразностью; инстинктивностью, непрерывностью и ритмичностью; органичностью, жизнесообразностью и природосообразностью). Как считает М.С. Каган, “подлинная сложность онтогенеза человека состоит именно в том, что условием его является природная данность совокупность врожденных качеств индивида, которое подлежит обработке и переработке силами общества и силами культуры. Оттого конечный продукт этого процесса человеческая индивидуальность —оказывается трехсторонней системой, обусловленной особенностями взаимодействующих сторон природы, общества и культуры’' [90; 105]. Если человек воспитывается путем подражания и упражнения, и это зависит только от присущих ему сил, то в таком случае “воспитание человеческого рода процесс и генетический, и органический; процесс генетический —благодаря передаче традиций, процесс органический —благодаря усвоению и применению переданного” [112;33]. В связи с этим следует отметить, что французский социолог Летурно еще в XIX веке утверждал, что воспитание вообще возникло за пределами человеческого общества и существовало уже в животном мире. По мнению ученого, в основе воспитания животных лежит инстинкт борьбы за существование, за сохранение своего рода. Такой же инстинкт был регламентирующей силой, контролирующей поведение индивида и социальной группы в архаических формах народной педагогической культуры, формирующей логику воспитательных мер “естественной природной школой жизни” [163;31]. Следовательно, воспитательный процесс человечества хотя бы в стадии своего становления есть процесс естественный, продиктованный реакциями человека на явления природы и удовлетворением его биологических потребностей. Таким образом, мы, вслед за П.П. Козловой “исходим из понимания, что воспитание имело ступень естественной природности, в которой содержательная 47 |