есть процесс естественный, продиктованный реакциями человека на явления природы и удовлетворением его биологических потребностей. Таким образом, мы, вслед за П.П. Козловой "исходим из понимания, что воспитание имело ступень естественной природности, в которой содержательная суть воспитания не отделялась от самой жизни, от космо-био-социальной сущности самого человека" [82;51]. Выступая в роли "естественной природной школы жизни", народная педагогика демонстрирует свои естественные качества и является результатом общей эволюции человечества. Эволюционное свойство народной педагогики (бесконечное совершенство группы воспитательных мер) и соответствие общечеловеческим и природным эволюционным процессам — прямое доказательство естественности (природосообразности) воспитательных актов в народной среде, близости к самой биологической природе человека и окружающей его природе. Близкая к природе и человеку, возникшая из практических потребностей человеческого общества, народная педагогика и в педагогической науке воспринимается как природная, естественная. Будучи таковой, народная педагогика имеет природные естественные факторы воспитания. С.Т. Шацкий относил к природным первичные факторы воспитания в крестьянской среде: свет, тепло, воздух, воду, сырую пищу, почву, растительный и / животный мир. Г.Н.Волков связывал с факторами народного воспитания саму Природу. К.Д. Ушинский под факторами воспитания в народной среде понимал биологических "природных" воспитателей: родителей, бабушек и дедушек, их язык, особенности характера, "вернее прочих передаваемые от родителей к детям". Естественная (биологическая) связь родителей с детьми в народном воспитании подчеркнуто, выделена традиционными механизмами поддержания и развития преемственности поколений. Это также обусловлено "биологической сущностью человека и высших животных, у которых х воспитание является органическим продолжением наследственности, а потому, само по себе естественно" [122;32]. |
зиологическими возможностями и потребностями объектов и субъектов народного воспитания, специфическими особенностями самого воспитательного процесса в народной среде (его генетичностью, целенаправленностью и целесообразностью; инстинктивностью, непрерывностью и ритмичностью; органичностью, жизнесообразностью и природосообразностью). Как считает М.С. Каган, “подлинная сложность онтогенеза человека состоит именно в том, что условием его является природная данность совокупность врожденных качеств индивида, которое подлежит обработке и переработке силами общества и силами культуры. Оттого конечный продукт этого процесса человеческая индивидуальность —оказывается трехсторонней системой, обусловленной особенностями взаимодействующих сторон природы, общества и культуры’' [90; 105]. Если человек воспитывается путем подражания и упражнения, и это зависит только от присущих ему сил, то в таком случае “воспитание человеческого рода процесс и генетический, и органический; процесс генетический —благодаря передаче традиций, процесс органический —благодаря усвоению и применению переданного” [112;33]. В связи с этим следует отметить, что французский социолог Летурно еще в XIX веке утверждал, что воспитание вообще возникло за пределами человеческого общества и существовало уже в животном мире. По мнению ученого, в основе воспитания животных лежит инстинкт борьбы за существование, за сохранение своего рода. Такой же инстинкт был регламентирующей силой, контролирующей поведение индивида и социальной группы в архаических формах народной педагогической культуры, формирующей логику воспитательных мер “естественной природной школой жизни” [163;31]. Следовательно, воспитательный процесс человечества хотя бы в стадии своего становления есть процесс естественный, продиктованный реакциями человека на явления природы и удовлетворением его биологических потребностей. Таким образом, мы, вслед за П.П. Козловой “исходим из понимания, что воспитание имело ступень естественной природности, в которой содержательная 47 суть воспитания не отделялась от самой жизни, от космо-био-социальной сущности самого человека” [101;51]. Выступая в роли “естественной природной школы жизни”, народная педагогика демонстрирует свои естественные качества и является результатом общей эволюции человечества. Эволюционное свойство народной педагогики (бесконечное совершенство группы воспитательных мер) и соответствие общечеловеческим и природным эволюционным процессам прямое доказательство естественности (природосообразности) воспитательных актов в народной среде, близости к самой биологической природе человека и окружающей его природе. Близкая к природе и человеку, возникшая из практических потребностей человеческого общества, народная педагогика и в педагогической науке воспринимается как природная, естественная [48;40]. Будучи таковой, народная педагогика имеет природные естественные факторы воспитания. С.Т. Шацкий относил к природным первичные факторы воспитания в крестьянской среде: свет, тепло, воздух, воду, сырую пищу, почву, растительный и животный мир. Г.Н.Волков связывал с факторами народного воспитания саму Природу. К.Д. Ушинский под факторами воспитания в народной среде понимал биологических “природных” воспитателей: родителей, бабушек и дедушек, их язык, особенности характера, “вернее прочих передаваемые от родителей к детям” [206; 101]. Естественная (биологическая) связь родителей с детьми в народном воспитании подчеркнуто выделена традиционными механизмами поддержания и развития преемственности поколений. Это также обусловлено “биологической сущностью человека и высших животных, у которых воспитание является органическим продолжением наследственности, а потому, само по себе естественно” [163;32]. Важно отметить, что естественностью обусловлен и сам принцип организации бытия в народной среде. Принципиальна в связи с этим ритмическая скрепленность событий народной жизни с физиологическими особенностями человека. Ритмичность же это биологическая потребность и физиологиче48 |