Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 57]

Важно отметить, что естественностью обусловлен и сам принцип организации бытия в народной среде.
Принципиальна в связи с этим ритмическая скрепленность событий народной жизни с физиологическими особенностями человека.
Ритмичность же это биологическая потребность и
физиологическая особенность человека.
Процесс обучения детей, направленный на освоение жизненно важных умений, также естественен.
Естественно развитие детей в рамках их собственной и окружающей природы: ребенок есть часть природы, поэтому и воспитание его должно быть предельно приближено к природе, воздуху, траве, движениям.
Поэтому, как показывают исследования
Л.П.
Ашихминой, Г.Н.
Волкова, М.Г.
Тайчинова и других, традиции и обычаи народа содержат элемент естественной адаптации общины к среде (природной), индивида к общине, индивида к среде
[122;33].
Круг определенных знаний народа, передаваемых по традиции от старших к младшим, включает, прежде всего, сведения: о природе и способах взаимодействия с ней не по модели господства и подчинения, а по модели сотрудничества с ней; об обществе, к которому человек принадлежит и наряду, с которым
i развивается [116; 470].
В исследованиях А.ЛБугаевой, Г.Н.Волкова и других ученых мы встречаем указания на то, что традиционные народные программы воспитания, рожденные самой жизнью, содержат удовлетворение естественных потребностей растущего человека: обучающая игра, труд на дифференцированной основе, закаливание морально-волевых качеств духа и систематическая тренировка выносливости тела в процессах общения с природой и воспитание ею.
Отметим, что эти же программы воспитания содержит и приемы сдерживания одних естественных потребностей и усиления развития других (развитие двигательных навыков, других заложенных природой физических сил)
[122;33].
Таким образом, естественный аспект народного воспитания выражается
[стр. 49]

суть воспитания не отделялась от самой жизни, от космо-био-социальной сущности самого человека” [101;51].
Выступая в роли “естественной природной школы жизни”, народная педагогика демонстрирует свои естественные качества и является результатом общей эволюции человечества.
Эволюционное свойство народной педагогики (бесконечное совершенство группы воспитательных мер) и соответствие общечеловеческим и природным эволюционным процессам прямое доказательство естественности (природосообразности) воспитательных актов в народной среде, близости к самой биологической природе человека и окружающей его природе.
Близкая к природе и человеку, возникшая из практических потребностей человеческого общества, народная педагогика и в педагогической науке воспринимается как природная, естественная [48;40].
Будучи таковой, народная педагогика имеет природные естественные факторы воспитания.
С.Т.
Шацкий относил к природным первичные факторы воспитания в крестьянской среде: свет, тепло, воздух, воду, сырую пищу, почву, растительный и животный мир.
Г.Н.Волков связывал с факторами народного воспитания саму Природу.
К.Д.
Ушинский под факторами воспитания в народной среде понимал биологических “природных” воспитателей: родителей, бабушек и дедушек, их язык, особенности характера, “вернее прочих передаваемые от родителей к детям” [206; 101].
Естественная (биологическая) связь родителей с детьми в народном воспитании подчеркнуто выделена традиционными механизмами поддержания и развития преемственности поколений.
Это также обусловлено “биологической сущностью человека и высших животных, у которых воспитание является органическим продолжением наследственности, а потому, само по себе естественно” [163;32].
Важно отметить, что естественностью обусловлен и сам принцип организации бытия в народной среде.
Принципиальна в связи с этим ритмическая скрепленность событий народной жизни с физиологическими особенностями человека.
Ритмичность же это биологическая потребность и
физиологиче48

[стр.,50]

ская особенность человека.
По утверждению Г.Н.
Волкова, И.П.
Панкеева, ритмичностью в народной жизни характеризуется ‘‘полный педагогический цикл”, то есть система традиций, ритуалов и обрядов “от крестин до поминок”.
Ритмично вовлечение детей в трудовую и взрослую жизнь.
Ритмичны трудовые процессы и процессы передачи жизненного опыта молодым [93;33].
Процесс обучения детей, направленный на освоение жизненно важных умений, также естественен.
Естественно развитие детей в рамках их собственной и окружающей природы: ребенок есть часть природы, поэтому и воспитание его должно быть предельно приближено к природе, воздуху, траве, движениям.
Поэтому, как показывают исследования
Л.Т.
Ашихминой, Г.Н.
Волкова, М.Г.
Тайчинова и других, традиции и обычаи народа содержат элемент естественной адаптации общины к среде (природной), индивида к общине, индивида к среде
[163;33].
Круг определенных знаний народа, передаваемых по традиции от старших к младшим, включает прежде всего сведения: о природе и способах взаимодействия с ней не по модели господства и подчинения, а по модели сотрудничества с ней; об обществе, к которому человек принадлежит и наряду с которым
развивается [154; 470].
В исследованиях А.Л.
Бугаевой, Г.Н.
Волкова и других ученых мы встречаем указания на то, что традиционные народные программы воспитания, рожденные самой жизнью, содержат удовлетворение естественных потребностей растущего человека: обучающая игра, труд на дифференцированной основе, закаливание морально-волевых качеств духа и систематическая тренировка выносливости тела в процессах общения с природой и воспитание ею.
Отметим, что эти же программы воспитания содержит и приемы сдерживания одних естественных потребностей и усиления развития других (развитие двигательных навыков, других заложенных природой физических сил)
[163;33].
49

[Back]