педагогики, неповторимость обычаев, обряда, жизни, условий быта каждого народа. 7). Выявление национальной специфики речевого этикета и его роли в народной педагогике чрезвычайно важно, так как на любую национальную специфичность любого языка (в том числе и казахского) накладывается национальная специфичность речевого поведения и педагогического общения при реализации речевого этикета, «„.так как язык, вернее речь (речевое поведение, речевая деятельность), является средством передачи социального опыта индивидом, и в рамках этого опыта социальные нормы поведения, являясь одним из устойчивых фрагментов культуры, представляют собой специфически национальную форму проявления универсальной и организационной функции культуры». Особая социальная значимость речевого этикета обусловлена выполняемыми им функцнямп: информационно-коммуникативными; регулятивно-коммуникативными (в общении правила, цели, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей); эффективно-коммуникативная (общение регулирует уровень эмоциональной напряженности). Характерной чертой речевого этикета казахского народа является вежливость и почтительность, искренность, скромность как выдающиеся достижения народной педагогики. Скромность, строгость и вежливость в традиционной речевой культуре строго и настойчиво прививались и поддерживались среди подрастающего поколения и признаются самими казахами как национальная положительная черта. Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Великие функции воспитания определяли и особенное место народного воспитания в совокупности различных знаний и среди других видов многообразной деятельности трудящихся. Они проникают во все без исключения области знаний и деятельности народа и обеспечивает их единство. Это связано с тем, что педагогические |
Таким образом, естественный аспект народного воспитания выражается в понимании неразрывного единства каждого человека в народной среде с окружающей природой, стремлением народных воспитателей создать у детей с раннего возраста ощущение потребности в бережном отношении к самому себе, к людям, которые окружают, к живой природе и тем самым оправдать свое естественное происхождение [154;470. Педагогическая культура народа, как и культура в целом, создавалась на основе примеров и законов природы. Родные просторы, леса, степи, горы не могли не влиять как на характер жизни и деятельности местного населения, так и, соответственно, на характер педагогических явлений. По мнению К\Д. Ушинского, “впечатление из природного быта через высшее духовное посредство может передаваться и в быт образованности отдельного существа или целого народа. А духовные силы народа это всегда показатель высоких педагогических, воспитательных возможностей” [47;35]. Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Великие функции воспитания определяли и особенное место народного воспитания в совокупности различных знаний и среди других видов многообразной деятельности трудящихся. Он проникает во все без исключения области знаний и деятельности народа и обеспечивает их единство. Это связано с тем, что педагогические знания до возникновения письменности редко выступали обособленно от других знаний народа. Они являлись частью совокупных знаний о природе, обществе и человеке, входили в состав общего комплекса сведений трудящихся о жизни и окружающей действительности, выступали, как подчеркивал A.C. Макаренко, сплошь и рядом в незаметных и неощутимых выражениях. Воспитывают не только люди, но и посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы. В народном воспитании все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей [47;33]. 50 |