знания до возникновения письменности редко выступали обособленно от других знаний народа. Они являлись частью совокупных знаний о природе, обществе и человеке, входили в состав общего комплекса сведений трудящихся о жизни и окружающей действительности, выступали, как подчеркивал А.С. Макаренко, сплошь и рядом в незаметных и неощутимых выражениях. Воспитывают не только люди, но и посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы. В народном воспитании все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей [41 ;33]. В народной педагогике не существует особой учебной деятельности. В жизнесообразных условиях развитие личности и интеллекта не опирается на специальные подготовительные деятельности, на упражнения и другие процессы из разряда "шагистики'*. Простота и гениальность природы в этом вопросе лаконично выражены в метафоре: все многообразие жизни наполняет человека. Именно наполняет, а не формирует и развивает. Иначе говоря, "все многообразие жизни" в своей бесконечной вариативности — вот естественное содержание, которое оказывает на ребенка резонансное влияние [96;90]. 8). Следует отметить, что естественное жизнссообразное народное воспитание не знает беспредметных деятельностей, оно всегда предметно. И эта "предметность есть очеловеченное продолжение природного поведения всякого живого существа, результатом которого является удовлетворение той или иной потребности". Любая бабушка знает: вначале надо создать потребность в предмете. Она невольно самим своим образом жизни демонстрирует ребенку правильные способы удовлетворения базовых человеческих потребностей, в том числе и социокультурных. А. Кушнир, изучающий проблемы природосообразных технологий обучения и воспитания приводит следующую рабочую формулу основного механизма созревания человека как целостной системы (как единства физических, интеллектуальных и духовных сшт), реализуемого в народной педагогике и лежащего в её основе природосообразного воспитания: "ребенок эволюционно врастает в развитую |
Таким образом, естественный аспект народного воспитания выражается в понимании неразрывного единства каждого человека в народной среде с окружающей природой, стремлением народных воспитателей создать у детей с раннего возраста ощущение потребности в бережном отношении к самому себе, к людям, которые окружают, к живой природе и тем самым оправдать свое естественное происхождение [154;470. Педагогическая культура народа, как и культура в целом, создавалась на основе примеров и законов природы. Родные просторы, леса, степи, горы не могли не влиять как на характер жизни и деятельности местного населения, так и, соответственно, на характер педагогических явлений. По мнению К\Д. Ушинского, “впечатление из природного быта через высшее духовное посредство может передаваться и в быт образованности отдельного существа или целого народа. А духовные силы народа это всегда показатель высоких педагогических, воспитательных возможностей” [47;35]. Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Великие функции воспитания определяли и особенное место народного воспитания в совокупности различных знаний и среди других видов многообразной деятельности трудящихся. Он проникает во все без исключения области знаний и деятельности народа и обеспечивает их единство. Это связано с тем, что педагогические знания до возникновения письменности редко выступали обособленно от других знаний народа. Они являлись частью совокупных знаний о природе, обществе и человеке, входили в состав общего комплекса сведений трудящихся о жизни и окружающей действительности, выступали, как подчеркивал A.C. Макаренко, сплошь и рядом в незаметных и неощутимых выражениях. Воспитывают не только люди, но и посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы. В народном воспитании все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей [47;33]. 50 В народной педагогике не существует особой учебной деятельности. В жизнесообразных условиях развитие личности и интеллекта не опирается на специальные подготовительные деятельности, на упражнения и другие процессы из разряда ‘'шагистики”. Простота и гениальность природы в этом вопросе лаконично выражены в метафоре: все многообразие жизни наполняет человека. Именно наполняет, а не формирует и развивает. Иначе говоря, “все многообразие жизни” в своей бесконечной вариативности —вот естественное содержание, которое оказывает на ребенка резонансное влияние [121;90]. Следует отметить, что естественное жизнесообразное народное воспитание не знает беспредметных деятельностей, оно всегда предметно. И эта “предметность есть очеловеченное продолжение природного поведения всякого живого существа, результатом которого является удовлетворение той или иной потребности” [117;94]. Любая бабушка знает: вначале надо создать потребность в предмете. Она невольно самим своим образом жизни демонстрирует ребенку правильные способы удовлетворения базовых человеческих потребностей, в том числе и социокультурных. А. Кушнир, изучающий проблемы природосообразных технологий обучения и воспитания приводит следующую рабочую формулу основного механизма созревания человека как целостной системы (как единства физических, интеллектуальных и духовных сил), реализуемого в народной педагогике и лежащего в её основе природосообразного воспитания: “ребенок эволюционно врастает в развитую и подлинную деятельность взрослого, обретает в ней все большую стабильность и автономность, а затем вырастает из нее”. Этот универсальный механизм присвоения человеческой культуры, по мнению А. Кушнира, справедлив для любого этноса, любой культуры, любого исторического периода и совершенно прозрачно определяет любое обучение [121 ;88]. Итак, в своем базовом процессе природосообразное воспитание в народной среде всегда опирается на реалии жизни, избегая искусственных сред обучения и воспитания. Это связано с одной из главных, определяющих особенностей народного воспитания естественностью. Заметим, что естественность (народного воспита51 |