и подлинную деятельность взрослого, обретает в ней все большую стабильность и автономность, а затем вырастает из нее”. Этот универсальный механизм присвоения человеческой культуры, по мнению А. Кушнира, справедлив для любого этноса, любой культуры, любого исторического периода и совершенно прозрачно определяет любое обучение [96;88]. Итак, в своем базовом процессе природосообразное воспитание в народной среде всегда опирается на реалии жизни, избегая искусственных сред обучения и воспитания. Это связано с одной из главных, определяющих особенностей народного воспитания — естественностью. Заметим, что естественность (народного воспитания), принцип естественных последствий, принцип природосообразности, природа как воспитательный фактор все это звенья одной и той же цепи, взаимосвязанные стороны одного явления, которые в своей основе имеют естественный образ жизни, по сути являющимся традиционным, народным [39; 14]. 9). Естественный уклад жизни народа в свою очередь определяется доверием к природным основаниям бытия, их принятием в качестве условий, которые абсолютны и основаны на приоритетности непосредственных органических контактов человека и природы: взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимодействие, цикличность, ритмичность, вечная эволюция, бесконечный круговорот, гармония (равновесие сил). Не было такого этноса, чей образ жизни и законы природы не были бы слиты в единое целое; в противном случае он был бы обречен на гибель. Еще в древности в народной среде было замечено, что несоблюдение правил общения с природой разрушительно сказывается на человеческой судьбе. Это, по-видимому, и послужило возникновению идеи о целесообразном, глубоко продуманном, рациональном и сознательном общении с природой; стремления жить в согласии с ней. Так, "на вопрос о цели жизни природа тысячью голосов дает несомненный ответ: цель жизни есть сама жизнь! И притом жизнь соответственно врожденным силам, т.е. природе. Кто поставлен в такие благоприятные условия, тот не станет ломать себе голову над смыслом и бессмысленностью жизни... Охот |
В народной педагогике не существует особой учебной деятельности. В жизнесообразных условиях развитие личности и интеллекта не опирается на специальные подготовительные деятельности, на упражнения и другие процессы из разряда ‘'шагистики”. Простота и гениальность природы в этом вопросе лаконично выражены в метафоре: все многообразие жизни наполняет человека. Именно наполняет, а не формирует и развивает. Иначе говоря, “все многообразие жизни” в своей бесконечной вариативности —вот естественное содержание, которое оказывает на ребенка резонансное влияние [121;90]. Следует отметить, что естественное жизнесообразное народное воспитание не знает беспредметных деятельностей, оно всегда предметно. И эта “предметность есть очеловеченное продолжение природного поведения всякого живого существа, результатом которого является удовлетворение той или иной потребности” [117;94]. Любая бабушка знает: вначале надо создать потребность в предмете. Она невольно самим своим образом жизни демонстрирует ребенку правильные способы удовлетворения базовых человеческих потребностей, в том числе и социокультурных. А. Кушнир, изучающий проблемы природосообразных технологий обучения и воспитания приводит следующую рабочую формулу основного механизма созревания человека как целостной системы (как единства физических, интеллектуальных и духовных сил), реализуемого в народной педагогике и лежащего в её основе природосообразного воспитания: “ребенок эволюционно врастает в развитую и подлинную деятельность взрослого, обретает в ней все большую стабильность и автономность, а затем вырастает из нее”. Этот универсальный механизм присвоения человеческой культуры, по мнению А. Кушнира, справедлив для любого этноса, любой культуры, любого исторического периода и совершенно прозрачно определяет любое обучение [121 ;88]. Итак, в своем базовом процессе природосообразное воспитание в народной среде всегда опирается на реалии жизни, избегая искусственных сред обучения и воспитания. Это связано с одной из главных, определяющих особенностей народного воспитания естественностью. Заметим, что естественность (народного воспита51 ния), принцип естественных последствий, принцип природосообразности, природа как воспитательный фактор все это звенья одной и той же цепи, взаимосвязанные стороны одного явления, которые в своей основе имеют естественный образ жизни, по сути являющимся традиционным, народным [45; 14]. Естественный уклад жизни народа в свою очередь определяется доверием к природным основаниям бытия, их принятием в качестве условий, которые абсолютны и основаны на приоритетности непосредственных органических контактов человека и природы: взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимодействие, цикличность, ритмичность, вечная эволюция, бесконечный круговорот, гармония (равновесие сил). Не было такого этноса, чей образ жизни и законы природы не были бы слиты в единое целое; в противном случае он был бы обречен на гибель. Еще в древности в народной среде было замечено, что несоблюдение правил общения с природой разрушительно сказывается на человеческой судьбе. Это, по-видимому, и послужило возникновению идеи о целесообразном, глубоко продуманном, рациональном и сознательном общении с природой; стремления жить в согласии с ней. Так, “на вопрос о цели жизни природа тысячью голосов дает несомненный ответ: цель жизни есть сама жизнь! И притом жизнь соответственно врожденным силам, т.е. природе. Кто поставлен в такие благоприятные условия, тот не станет ломать себе голову над смыслом и бессмысленностью жизни... Охотник выслеживающий зверя, а также ребенок погруженный в свои игры, застрахованы от подобных мудрствований. Сильный и деятельно пользующийся своими силами прекрасно знает, зачем он живет. И для всех детей, так же как и для всех животных и растений, совершенно ясно, что самое важное в жизни сама жизнь” [66;236], естественная жизнь. И если взрослые ведут естественный (разумный, здоровый, природосообразный) образ жизни, то и дети будут воспитываться соответственно. Народные воспитатели знали, что “чем разумнее воспитание, тем оно легче.... Самое скромное, что требует меньше всего напряжения ума и меньше всего вызывает восхищение в других, и здесь самое здоровое и естественное” [66;249]. Самое естественное и 52 |