чник, выслеживающий зверя, а также ребенок, погруженный в свои игры, застрахованы от подобных мудрствований. Сильный и деятельно пользующийся своими силами прекрасно знает, зачем он живет. И для всех детей, так же как и для всех животных и растений, совершенно ясно, что самое важное в жизни сама жизнь" [53;236], естественная жизнь. И если взрослые ведут естественный (разумный, здоровый, природосообразный) образ жизни, то и дети будут воспитываться соответственно. Народные воспитатели знали, что "чем разумнее воспитание, тем оно легче. Самое скромное, что требует меньше всего напряжения ума и меньше всего вызывает восхищение в других, и здесь самое здоровое и естественное" [53;249]. Самое естественное и само собой понятное в народе это то, чтобы сын был лучше своего отца, лучше благодаря тому, что он использовал его житейский опыт. С малых лет мальчики принимали участие в жизни своих отцов, девочки — своих матерей, здесь они могли видеть много того, что им потом пригодится в жизни; пользоваться и жить в атмосфере истинного, устойчивого духа семьи, здорового домашнего ухода. Так, близость к природе и постоянная от нее зависимость способствовали накоплению у крестьян богатого запаса эмпирических знаний об окружающей действительности. Художник К. Петров-Водкин вспоминает в автобиографической повести: "С детства меня удивляла способность мужиков ощущать до любых делений участки суточного времени и соразмерять их с пространством и собственным движением. Это ощущение менялось с временами года и оставалось безошибочным. Зори, туманы, свойства облаков, узоры замерзшего окна, вид растапливаемой печи, подъем теста — все эти бесконечные разнообразия явления говорили мужику о больших и малых наступающих явлениях в природе" [124;423]. Подобные знания, ощущения и навыки труда дети крестьян впитывали, усваивали с ранних лет, развивая тем самым свою любознательность, интуицию, умственную и физическую активность — раннее начало воспитания есть одно из закономерных явлений естественности народной педагогики. Начавшись, этот процесс шел непрерывно, не прекращаясь ни дома, ни на работе, ни в |
ния), принцип естественных последствий, принцип природосообразности, природа как воспитательный фактор все это звенья одной и той же цепи, взаимосвязанные стороны одного явления, которые в своей основе имеют естественный образ жизни, по сути являющимся традиционным, народным [45; 14]. Естественный уклад жизни народа в свою очередь определяется доверием к природным основаниям бытия, их принятием в качестве условий, которые абсолютны и основаны на приоритетности непосредственных органических контактов человека и природы: взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимодействие, цикличность, ритмичность, вечная эволюция, бесконечный круговорот, гармония (равновесие сил). Не было такого этноса, чей образ жизни и законы природы не были бы слиты в единое целое; в противном случае он был бы обречен на гибель. Еще в древности в народной среде было замечено, что несоблюдение правил общения с природой разрушительно сказывается на человеческой судьбе. Это, по-видимому, и послужило возникновению идеи о целесообразном, глубоко продуманном, рациональном и сознательном общении с природой; стремления жить в согласии с ней. Так, “на вопрос о цели жизни природа тысячью голосов дает несомненный ответ: цель жизни есть сама жизнь! И притом жизнь соответственно врожденным силам, т.е. природе. Кто поставлен в такие благоприятные условия, тот не станет ломать себе голову над смыслом и бессмысленностью жизни... Охотник выслеживающий зверя, а также ребенок погруженный в свои игры, застрахованы от подобных мудрствований. Сильный и деятельно пользующийся своими силами прекрасно знает, зачем он живет. И для всех детей, так же как и для всех животных и растений, совершенно ясно, что самое важное в жизни сама жизнь” [66;236], естественная жизнь. И если взрослые ведут естественный (разумный, здоровый, природосообразный) образ жизни, то и дети будут воспитываться соответственно. Народные воспитатели знали, что “чем разумнее воспитание, тем оно легче.... Самое скромное, что требует меньше всего напряжения ума и меньше всего вызывает восхищение в других, и здесь самое здоровое и естественное” [66;249]. Самое естественное и 52 само собой понятное в народе это то, чтобы сын был лучше своего отца, лучше благодаря тому, что он использовал его житейский опыт. С малых лет мальчики принимали участие в жизни своих отцов, девочки своих матерей, здесь они могли видеть много того, что им потом пригодится в жизни; пользоваться и жить в атмосфере истинного, устойчивого духа семьи, здорового домашнего ухода. Так, близость к природе и постоянная от нее зависимость способствовали накоплению у крестьян богатого запаса эмпирических знаний об окружающей действительности. Художник К. Петров-Водкин вспоминает в автобиографической повести: “С детства меня удивляла способность мужиков ощущать до любых делений участки суточного времени и соразмерять их с пространством и собственным движением. Это ощущение менялось с временами года и оставалось безошибочным.... Зори, туманы, свойства облаков, узоры замерзшего окна, вид растапливаемой печи, подъем теста —все эти бесконечные разнообразия явления говорили мужику о больших и малых наступающих явлениях в природе” (165;423]. Подобные знания, ощущения и навыки труда дети крестьян впитывали, усваивали с ранних лет, развивая тем самым свою любознательность, интуицию, умственную и физическую активность раннее начало воспитания есть одно из закономерных явлений естественности народной педагогики. Начавшись, этот процесс шел непрерывно, не прекращаясь ни дома, ни на работе, ни в семье, ни среди людей, органично изменяясь с возрастом воспитанника. С этой особенностью связана такая сторона естественности народного воспитания, как полнота, целостность педагогического цикла: “Каждый рождается внуком умирает дедом”. Как утверждает Г.Н. Волков, “в народной педагогике целостность педагогического процесса обеспечивается завершенностью каждого этапа воспитания, каждого возрастного периода” [45;22]. Говоря о естественности народного воспитания, следует отметить, что оно шло по всем направлениям, охватывающим все стороны развития ребенка: физическую, умственную и духовную. Учет данных сторон и предполагает существование комплексного подхода в народном воспитании, который 53 |