Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 63]

семье, ни среди людей, органично изменяясь с возрастом воспитанника.
С этой особенностью связана такая сторона естественности народного воспитания, как полнота, целостность педагогического цикла:
"Каждый рождается внуком — умирает дедом".
Как утверждает Г.Н.
Волков,
народной педагогике целостность педагогического процесса обеспечивается завершенностью каждого этапа воспитания, каждого возрастного периода" [39;22].
10).
Говоря о естественности народного воспитания, следует отметить, что оно шло по всем направлениям, охватывающим все стороны развития ребенка: физическую,
умственнлто и духовную.
Учет данных сторон и предполагает существование комплексного подхода в народном воспитании, который
требует "наличие обширного контекста и широкого взгляда на все явления, связанные с процессом формирования личности", и который "определяется народными идеалами личности" [39;22].
На первый взгляд может показаться, что на основе рассмотренных нами таких естественных особенностей народного воспитания
не уделяется внимание специальным учебным и воспитательным действиям, напрашивается вывод о некой стандартизированности данного процесса.
Однако это отвергается самой природосообразной сущностью народного воспитания: сама природа побуждает человека к развитию его задатков, умственных, нравственных и физических сил, к развитию органов чувств и способностей к мастерству, которые неповторимо различены у каждого ребенка.
Все это учитывалось такими явлениями в народной педагогике, как индивидуализация, дифференциация, а также персонификация и персонализация:
"личность воспитателя и воспитуемого стоят здесь необычайно высоко, они представляются возвышению" [39;23].
По словам Г.Н.
Волкова,
"индивидуализация процесса воспитания реализуется в контексте дифференциации, персонификации (сын серьезный как отец).
Таким образом, народная педагогика очень внимательна к каждому ребенку, к каждому его слову, поступку.
Это особенно ярко проявляется в сельской среде, где
[стр. 54]

само собой понятное в народе это то, чтобы сын был лучше своего отца, лучше благодаря тому, что он использовал его житейский опыт.
С малых лет мальчики принимали участие в жизни своих отцов, девочки своих матерей, здесь они могли видеть много того, что им потом пригодится в жизни; пользоваться и жить в атмосфере истинного, устойчивого духа семьи, здорового домашнего ухода.
Так, близость к природе и постоянная от нее зависимость способствовали накоплению у крестьян богатого запаса эмпирических знаний об окружающей действительности.
Художник К.
Петров-Водкин вспоминает в автобиографической повести: “С детства меня удивляла способность мужиков ощущать до любых делений участки суточного времени и соразмерять их с пространством и собственным движением.
Это ощущение менялось с временами года и оставалось безошибочным....
Зори, туманы, свойства облаков, узоры замерзшего окна, вид растапливаемой печи, подъем теста —все эти бесконечные разнообразия явления говорили мужику о больших и малых наступающих явлениях в природе” (165;423].
Подобные знания, ощущения и навыки труда дети крестьян впитывали, усваивали с ранних лет, развивая тем самым свою любознательность, интуицию, умственную и физическую активность раннее начало воспитания есть одно из закономерных явлений естественности народной педагогики.
Начавшись, этот процесс шел непрерывно, не прекращаясь ни дома, ни на работе, ни в семье, ни среди людей, органично изменяясь с возрастом воспитанника.
С этой особенностью связана такая сторона естественности народного воспитания, как полнота, целостность педагогического цикла:
“Каждый рождается внуком умирает дедом”.
Как утверждает Г.Н.
Волков,
“в народной педагогике целостность педагогического процесса обеспечивается завершенностью каждого этапа воспитания, каждого возрастного периода” [45;22].
Говоря о естественности народного воспитания, следует отметить, что оно шло по всем направлениям, охватывающим все стороны развития ребенка: физическую,
умственную и духовную.
Учет данных сторон и предполагает существование комплексного подхода в народном воспитании, который
53

[стр.,55]

требует “наличие обширного контекста и широкого взгляда на все явления, связанные с процессом формирования личности”, и который “определяется народными идеалами личности” (cap ывал добрый молодец) [45;22].
На первый взгляд может показаться, что на основе рассмотренных нами таких естественных особенностей народного воспитания
как отсутствие специальных учебных и воспитательных действий, предметность, массовость, равнение на идеал напрашивается вывод о некой стандартизированности данного процесса.
Однако это отвергается самой природосообразной сущностью народного воспитания: сама природа побуждает человека к развитию его задатков, умственных, нравственных и физических сил, к развитию органов чувств и способностей к мастерству, которые неповторимо различены у каждого ребенка.
Все это учитывалось такими явлениями в народной педагогике, как индивидуализация, дифференциация, а также персонификация и персонализация:
“личность воспитателя и воспитуемого стоят здесь необычайно высоко, они представляются возвышению” [45;23].
По словам Г.Н.
Волкова,
“индивидуализация процесса воспитания реализуется в контексте дифференциации, персонификации (сын серьезный как отец).
Таким образом, народная педагогика очень внимательна к каждому ребенку, к каждому его слову, поступку.
Это особенно ярко проявляется в сельской среде, где
слова и дела ребенка становятся известны всем и мгновенно срабатывает механизм оценивания их (одобрение: трудолюбивая как мать, осуждение: ленивый как и дядя и т.д.), тем самым контролируя нравственную сторону развития личности.
Колоссальное влияние на нравственную атмосферу в народном воспитании оказывает такая естественная особенность, которую Г.Н.
Волков называет иерархизированностью отношений.
В народной среде всегда соблюдались традиционные взаимные отношения, в основе которых уважительность, почитаемость к старшим, уступки, уживчивость, покладистость к ровесникам, снисходительность, теплота, дружелюбность, забота к младшим, вежливость, любовь, доброта, «чистота» ко всем.” “Регулирование цивилизованного поведения ни в семье, ни в обществе немыслимо без естественной 54

[Back]