Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 64]

слова и дела ребенка становятся известны всем и мгновенно срабатывает механизм оценивания их (одобрение: трудолюбивая как мать, осуждение: ленивый как и дядя и т.д.), тем самым контролируя нравственную сторону развития личности.
Колоссальное влияние на нравственную атмосферу в народном воспитании оказывает такая естественная особенность, которую Г.Н.
Волков называет иерархизированностью отношений.

11).
В народной среде всегда соблюдались традиционные взаимные отношения, в основе которых уважительность, почитаемость к старшим, уступки, уживчивость, покладистость к ровесникам, снисходительность, теплота, дружелюбность, забота
о младших, вежливость, любовь, доброта, «чистота» ко всем.
"Регулирование цивилизованного поведения ни в семье, ни в обществе немыслимо без естественной иерархии отношений"[41;73].
В этой иерархии и вековой опыт, и традиции, и законы, и мораль.
А если взглянуть глубже, то в этой иерархии и природосообразность.
Наглядным примером этого являются построенные на иерархии взаимоотношения в животном мире, где также имеют место такие явления, как почитание подчинение старшим, забота о маленьких и т.д., где можно найти элементы своеобразного «воспитания».
Бесспорно, каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, этнопсихологии и этнокультуре.
Но в то же время мы вправе говорить и о некоторых общих принципах воспитания всех народов, среди которых
выделяем следующие: педагогическая культура каждого народа зиждется на его языке, без родного языка нет народной педагогики; основы личности закладываются в самом раннем детстве; в основе педагогической культуры лежат идеалы добра, истины и красоты (гармоничное развитие, духовных, умственных и физических сил человека); учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; разумная любовь к детям, подготовка их к жизни и упорному труду;
[стр. 55]

требует “наличие обширного контекста и широкого взгляда на все явления, связанные с процессом формирования личности”, и который “определяется народными идеалами личности” (cap ывал добрый молодец) [45;22].
На первый взгляд может показаться, что на основе рассмотренных нами таких естественных особенностей народного воспитания как отсутствие специальных учебных и воспитательных действий, предметность, массовость, равнение на идеал напрашивается вывод о некой стандартизированности данного процесса.
Однако это отвергается самой природосообразной сущностью народного воспитания: сама природа побуждает человека к развитию его задатков, умственных, нравственных и физических сил, к развитию органов чувств и способностей к мастерству, которые неповторимо различены у каждого ребенка.
Все это учитывалось такими явлениями в народной педагогике, как индивидуализация, дифференциация, а также персонификация и персонализация: “личность воспитателя и воспитуемого стоят здесь необычайно высоко, они представляются возвышению” [45;23].
По словам Г.Н.
Волкова, “индивидуализация процесса воспитания реализуется в контексте дифференциации, персонификации (сын серьезный как отец).
Таким образом, народная педагогика очень внимательна к каждому ребенку, к каждому его слову, поступку.
Это особенно ярко проявляется в сельской среде, где слова и дела ребенка становятся известны всем и мгновенно срабатывает механизм оценивания их (одобрение: трудолюбивая как мать, осуждение: ленивый как и дядя и т.д.), тем самым контролируя нравственную сторону развития личности.
Колоссальное влияние на нравственную атмосферу в народном воспитании оказывает такая естественная особенность, которую Г.Н.
Волков называет иерархизированностью отношений.

В народной среде всегда соблюдались традиционные взаимные отношения, в основе которых уважительность, почитаемость к старшим, уступки, уживчивость, покладистость к ровесникам, снисходительность, теплота, дружелюбность, забота
к младшим, вежливость, любовь, доброта, «чистота» ко всем.” “Регулирование цивилизованного поведения ни в семье, ни в обществе немыслимо без естественной 54

[стр.,56]

иерархии отношений”[47;73].
В этой иерархии и вековой опыт, и традиции, и законы, и мораль.
А если взглянуть глубже, то в этой иерархии и природосообразность.
Наглядным примером этого являются построенные на иерархии взаимоотношения в животном мире, где также имеют место такие явления, как почитание подчинение старшим, забота о маленьких и т.д., где можно найти элементы своеобразного «воспитания».
Бесспорно, каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, этнопсихологии и этнокультуре.
Но в то же время мы вправе говорить и о некоторых общих принципах воспитания всех народов, среди которых
К.Ш.
Ахияров выделяет следующие: педагогическая культура каждого народа зиждется на его языке, без родного языка нет народной педагогики; основы личности закладываются в самом раннем детстве; в основе педагогической культуры лежат идеалы добра, истины и красоты (гармоничное развитие, духовных, умственных и физических сил человека); учет возрастных и индивидуальных особенностей детей разумная любовь к детям, подготовка их к жизни и упорному труду; -многообразие методов воздействия, комплексный подход; -учет регионально-этнической особенности; -и, наконец, пронизывающая все эти принципы, природосообразность в широком смысле слова, начиная с рассмотрения человека как части природы и заканчивая жизненно обоснованным формированием главных черт личности в самом раннем детстве [15;50].
Таким образом, сущность природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами.
Опыт народного воспитания утверждает: “Если твои планы рассчитаны на год сей рожь, если на десятилетия сажай деревья, если на века воспи55

[Back]