Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 65]

многообразие методов воздействия, комплексный подход; учет регионально-этнической особенности; и, наконец, пронизывающая все эти принципы, природосообразность в широком смысле слова, начиная с рассмотрения человека как части природы и заканчивая жизненно обоснованным формированием главных черт личности в самом раннем детстве.
Таким образом, сущность природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами.

1.3.
Характеристика педагогических условий природосообразного воспитания учащихся средствами казахской народной педагогики В решении проблемы природосообразного воспитания учащихся огромную пользу может оказать использование средств народной педагогики.
Здесь следует отметить, что понятие «средство» мы используем в общелингвистическом значении этого слова, которое в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова определяется как «то, что способствует достижению какой-либо цели»
[115;749], в нашем же случае то, что способствует природосообразному воспитанию.
Применение средств народной педагогики в школьной практике дает положительные результаты, поскольку именно в них заключена многовековая мудрость народа — воспитателя.
Поэтому воспитание подрастающего поколения нужно начинать с его приобщения к духовно-нравственным ценностям народа, его традициям," обычаям.
В связи с этим В.Д.Шадриков пишет:
"Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа.
Для нашей многонациональной Родины это
[стр. 56]

иерархии отношений”[47;73].
В этой иерархии и вековой опыт, и традиции, и законы, и мораль.
А если взглянуть глубже, то в этой иерархии и природосообразность.
Наглядным примером этого являются построенные на иерархии взаимоотношения в животном мире, где также имеют место такие явления, как почитание подчинение старшим, забота о маленьких и т.д., где можно найти элементы своеобразного «воспитания».
Бесспорно, каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, этнопсихологии и этнокультуре.
Но в то же время мы вправе говорить и о некоторых общих принципах воспитания всех народов, среди которых К.Ш.
Ахияров выделяет следующие: педагогическая культура каждого народа зиждется на его языке, без родного языка нет народной педагогики; основы личности закладываются в самом раннем детстве; в основе педагогической культуры лежат идеалы добра, истины и красоты (гармоничное развитие, духовных, умственных и физических сил человека); учет возрастных и индивидуальных особенностей детей разумная любовь к детям, подготовка их к жизни и упорному труду; -многообразие методов воздействия, комплексный подход; -учет регионально-этнической особенности; -и, наконец, пронизывающая все эти принципы, природосообразность в широком смысле слова, начиная с рассмотрения человека как части природы и заканчивая жизненно обоснованным формированием главных черт личности в самом раннем детстве [15;50].
Таким образом, сущность природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами.

Опыт народного воспитания утверждает: “Если твои планы рассчитаны на год сей рожь, если на десятилетия сажай деревья, если на века воспи55

[стр.,57]

тывай детей”.
Тем самым он проповедует единство человека с природой, природосообразность воспитания детей.
1.3.Модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики В решении проблемы природосообразного воспитания учащихся огромную пользу может оказать использование средств народной педагогики.
Здесь следует отметить, что понятие «средство» мы используем в общелингвистическом значении этого слова, которое в «Толковом словаре русского языка» С.И.
Ожегова определяется как «то, что способствует достижению какой-либо цели»[152;749],
в нашем же случае -то, что способствует природосообразного воспитания.
Применение средств народной педагогики в школьной практике дает положительные результаты, поскольку именно в них заключена многовековая мудрость народа воспитателя.
Поэтому воспитание подрастающего поколения нужно начинать с его приобщения к духовно-нравственным ценностям народа, его традициям, обычаям.
В связи с этим В.Д.
Шадриков пишет:
“Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа.
Для нашей многонациональной Родины это
особенно важная и сложная проблема.
В конечном счете, эта проблема заключается в правильном понимании национального (патриотического) и интернационального (общечеловеческого)” [191 ;61].
Решение проблемы ученый видит в том, что образование «должно ориентироваться на национальную культуру, включать в себя национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова святых, героев, гениев и вождей; родной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную архитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хореографию и музыку, народный костюм; меры, средства и способы измерения, средства ориентирования, гадания и знамения, национальные иг56

[стр.,178]

Заключение Понимание сущности человека как органической части природы предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса.
Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.
Природосообразность как один из основных принципов педагогики, входит во все педагогические теории, явно или скрыто присутствует во всех учебниках по педагогике, признается основным всеми учеными педагогами, теоретиками и учителями-практиками.
Это объясняется тем, что принцип природосообразности в теорию педагогики пришел из недр народного опыта по воспитанию.
В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности.
В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития.
В народной педагогике ребенок с первых лет жизни получал исходные мировоззренческие установки, ориентирующие его на то, что природа и человек неразрывно связаны и, поэтому необходимо знать законы их бытия и правильно жить, чтобы сохранить единство и, как следствие, обрести собственное благополучие.
Сущность природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами.

Семья в народной педагогике является самой естественной, а потому и самой благоприятной средой для природосообразного воспитания детей.
В 177

[Back]