особенно важная и сложная проблема. В конечном счете, эта проблема заключается в правильном понимании национального (патриотического) и интернационального (общечеловеческого)1 1[141;61]. Решение проблемы ученый видит в том, что образование «должно ориентироваться на национальную культуру, включать в себя национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова святых, героев, гениев и вождей; родной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную архитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хореографию и музыку, народный костюм; меры, средства и способы измерения, средства ориентирования, национальные игры и виды спорта, народную медицину; знание национальной культуры земледелия, животноводства, орудий труда и технологий, и многое другое" [141 ;62]. Исходя из этого, нами разработана модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в казахской национальной школе. В связи с этим требуется рассмотрение феномена национальной школы с позиции истории современности. Что же входит в понятие «национальная школа», каковы ее отличительные признаки, как работали и работают казахские национальные школы в Казахской Республике и за ее пределами? Определение понятия «национальная школа» мы находим далеко не у всех авторов современных научных публикаций, оно отсутствует и в Российской педагогической энциклопедии. В психолого-педагогическом словаре под редакцией П.И.Пидкасистого дается следующее определение: «Национальные школы учебные заведения, осуществляющие учебный процесс во всех или в части классов на родном языке учащихся» [127;2б9]. Другие толкования делают акцент на включение учащихся в этнокультурные традиции. По утверждению Н.Бодиевой, «национальная школа как объект социальной сферы современного общества представляет собой сложную динамическую социально-педагогическую систему, построенную на принципе включения детей и подростков на основе полноценного владения родным языком в этнокуль |
тывай детей”. Тем самым он проповедует единство человека с природой, природосообразность воспитания детей. 1.3.Модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики В решении проблемы природосообразного воспитания учащихся огромную пользу может оказать использование средств народной педагогики. Здесь следует отметить, что понятие «средство» мы используем в общелингвистическом значении этого слова, которое в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как «то, что способствует достижению какой-либо цели»[152;749], в нашем же случае -то, что способствует природосообразного воспитания. Применение средств народной педагогики в школьной практике дает положительные результаты, поскольку именно в них заключена многовековая мудрость народа воспитателя. Поэтому воспитание подрастающего поколения нужно начинать с его приобщения к духовно-нравственным ценностям народа, его традициям, обычаям. В связи с этим В.Д. Шадриков пишет: “Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Для нашей многонациональной Родины это особенно важная и сложная проблема. В конечном счете, эта проблема заключается в правильном понимании национального (патриотического) и интернационального (общечеловеческого)” [191 ;61]. Решение проблемы ученый видит в том, что образование «должно ориентироваться на национальную культуру, включать в себя национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова святых, героев, гениев и вождей; родной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную архитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хореографию и музыку, народный костюм; меры, средства и способы измерения, средства ориентирования, гадания и знамения, национальные иг56 ры и виды спорта, народную медицину; знание национальной культуры земледелия, животноводства, орудий труда и технологий, и многое другое” [191 ;62]. Исходя из этого в данном параграфе мы и построим модель приодосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашской национальной школе. В связи с этим требуется рассмотрение феномена национальной школы с позиции истории современности. Что же входит в понятие «национальная школа», каковы ее отличительные признаки, как работали и работают чувашские национальные школы в Чувашской республике и за ее пределами? Определение понятия «национальная школа» мы находим далеко не у всех авторов современных научных публикаций оно отсутствует и в Российской педагогической энциклопедии. В психолого-педагогическом словаре под редакцией II.И. 11идкасистого дается следующее определение: «Национальные школы учебные заведения, осуществляющие учебный процесс во всех или в части классов на родном языке учащихся» [169;269]. Другие толкования делают акцент на включение учащихся в этнокультурные традиции. По утверждению Н.Бодиевой, «национальная школа как объект социальной сферы современного общества представляет собой сложную динамическую социально-педагогическую систему, построенную на принципе включения детей и подростков на основе полноценного владения родным языком в этнокультурную традицию. Основная задача национальной школы становление личности в условиях многоязычности и поликультурности» [33;55]. Близкая к этому определение предлагает Н.К. Елаев: «Под национальной школой понимается система образования детей и подростков, строящаяся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления новых поколений ее носителей и творческих продолжателей на основе полноценного владения родным языком... Это школа диалога культур, формирующая у своих воспитанников национальную этнокультурную толерантность» [73;46]. К.К. Тагиров, рассматривая национальное образование в ка57 |