Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 70]

общности, которое на протяжении тысячелетий формировалось на Евразийском степном пространстве.
При рассмотрении мировоззрения древних тюрков
необходимо уделить внимание таким его чертам, как мифологичиость, космизм мышления, тесная связь религиозных установок с общественно-политической жизнью.
Религиозно-философской доктриной, на которой зиждилась мировоззренческая парадигма древнетюркского общества, является
тенгрпанство.
Миф, бывший основой тенгрианской системы, является той первоосновой, на которой создавалась и развивалась философия древнетюркского Космоса
[141 ;63].
Из выделенных черт мировоззрения древних тюрков следует, что наиболее древними нравственными представлениями, определяющими процесс духовного природосообразного развития народов, были следующие: во-первых, антропоморфизация жизни природы и животных, наделение живых существ моральными качествами.
Эта черта естественного сознания
казаха была одной из доминирующих в течение многих веков и, также как и следующие влияла на становление природосообразного характера воспитания; во-вторых, в мире существует Добро и Зло, между ними идет непрерывная борьба.
Добро рано или поздно побеждает зло.

На добро нужно отвечать добром.
Добро связано с созиданием, а зло с разрушением; в-третьих, появление моральной рефлексии, о чем говорит выбор человеком своего жизненного пути (трудный путь созидания (добра), легкий путь разрушения (зла)); в-четвертых, моральный феномен уважения к старшим и почтительного отношения к ним (естественная иерархизация отношений); в-пятых, возникновение идеи самоценности человека: он ценен не только по
"утилитарным соображениям", но и как субъект, переживающий и думающий.
Следует отметить, что перечисленные нравственные представления могут иметь место и в духовной культуре других народов, так как они содержат в себе ценности общечеловеческого характера.
[стр. 62]

самобытности), и абсолютном отрицании этноцентризма в любой форме, в том числе и господствующего до сих пор европои американоцентризма.
Сторонники культурного релятивизма провозглашают идею несравнимости культурных типов разных народов, невозможности их измерения единым масштабом, поскольку каждая культура представляет уникальную систему ценностей, несопоставимых между собой.
Любая культура по-своему сложна, ценна и самобытна, так как является особым способом приспособления к данным условиям, вполне равнозначным любому другому.
Каждая культура должна рассматриваться в своих собственных рамках, как закрытая система специфических форм существования [173;78].
Для наиболее полного раскрытия данного вопроса необходимо кратко рассмотреть процесс эволюции природосообраэных нравственных представлений чувашского народа, повлиявших на становление традиций природосообразного воспитания.
Чувашский народ, как башкирский и татарский, имеет тюркское происхождение.
Поэтому на формирование его менталитета огромное влияние оказало мировоззрение древнетюркской этнокультурной общности, которое на протяжении тысячелетий формировалось на Евразийском степном пространстве.
При рассмотрении мировоззрения древних тюрков
надо уделить внимание таким его чертам, как мифологичность, космизм мышления, тесная связь религиозных установок с общественно-политической жизнью.
Религиозно-философской доктриной, на которой зиждилась мировоззренческая парадигма древнетюркского общества, является
тенгрианство.
Миф, бывший основой тенгрианской системы, является той первоосновой, на которой создавалась и развивалась философия древнетюркского Космоса
[191 ;63].
Несмотря на то, что тенгрианство было вытеснено у тюркоязычных народов исламом и христианством (у чувашей), “в недрах религиозно-философского сознания современных тюркоязычных народов довольно четко прослеживается мощный мировоззренческий пласт, восходящий к временам безраздельного господства языческой культуры, политеизма, основу которого составлял 61

[стр.,63]

62 культ Вечного Синего Неба Тенгри [191;63] (у чувашей —Танкар) и Священной Земли Воды (древнетюркский Йер-Суб, чувашский Сер-Шыв).
Гармония в природе, согласно мифологическим представлениям чуваш, создана богом творцом Тура и является священной.
Всякое нарушение гармонии приводит к гибели Вселенной.
Точно также всякое нарушение человеком социальной гармонии должно привести к гибели общества.
Таким образом мифопоэтическое сознание отождествляет космическую гармонию с жизнью, а любое нарушение гармонии со смертью [113; 134].
Из выделенных черт мировоззрения древних тюрков следует, что наиболее древними нравственными представлениями, определяющими процесс духовного природосообразного развития народов были следующие: во-первых, антропоморфизация жизни природы и животных, наделение живых существ моральными качествами.
Эта черта естественного сознания
чуваш была одной из доминирующих в течение многих веков и, также как и следующие влияла на становление природосообразного характера воспитания; во-вторых, в мире существует Добро и Зло, между ними идет непрерывная борьба.
Добро рано или поздно побеждает зло.

Па добро нужно отвечать добром.
Добро связано с созиданием, а зло с разрушением; в-третьих, появление моральной рефлексии, о чем говорит выбор человеком своего жизненного пути (трудный путь созидания (добра), легкий путь разрушения (зла)); в-четвертых, моральный феномен уважения к старшим и почтительного отношения к ним (естественная иерархизация отношений); в-пятых, возникновение идеи самоценности человека: он ценен не только по
“утилитарным соображениям”, но и как субъект, переживающий и думающий.
Следует отметить, что перечисленные нравственные представления могут иметь место и в духовной культуре других народов, так как они содержат в себе ценности общечеловеческого характера.

[Back]