только казахской и узбекской народной педагогики. Она определяет саму идею, цели, методы, приемы, и средства воспитания. Природосообразность понимается как соответствие природе, как согласие с нею; человек есть часть природы, и он должен сообразовываться с нею, приводить все свои действия в состояние согласованности с природой [Г.Н. Волков]. В казахском языке немало слов, подтверждающих это «мешел болгыц келмесе тагылымьщмен 6eciriiyu тузе» (Если не хочешь быть несчастливым, выправь судьбу и колыбель свою), «Бесиске салу» (обряд колыбели) совершался обряд «ат кою» «имянаречения» и др.; их можно перевести как согласие, гармония, единство с природой. Они подчеркивают сходство действий человека с явлениями природы, ставят ее в пример людям, призывают их учиться у ней. Детям испокон веков внушалось, что добрым, благопристойным, жизнеспособным и жизнетворным является только то, что не противоречит законам природы, соответствует им. В педагогических представлениях казахи подчеркивается мысль о том, что сознательная деятельность в области воспитания возможна лишь при условии проникновения в природу человеческой души. Однако изучение человеческой природы дело серьезное и чрезвычайно трудное. Для этого следует изучать окружающую природу, ее изменение, рост и развитие растений и животных ("цветок", "отросток", "побег", "поросль", "семья" и т.д.), по аналогии с этими процессами делать выводы о развитии в воспитании детей. Такие аналогии, по мнению казахов, вполне допустимы, ибо человек есть часть природы: «Это связана с полом ребенка: «атка мшпзу» (посадка на коня малыша для мальчика), «сырга тагу» (надевание сережек для девочки) и другие. Требование учитывать возрастные и индивидуальные особенности в воспитании вытекают из требования сообразоваться с природой воспитуемого, развивает, конкретизирует и дополняет понимание природосообразности [Г.Н. Волков]. Это значит, что истинное воспитание — это не что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет. Порядок природы в воспитании детей заключается в силе применения его познания, его дарований и задатков. Народные воспитатели |
человека гармоничного, способного к гармонизации взаимоотношений с окружающими людьми, природой; 5) природосообразность является первым и основным положением не только народной педагогики чуваш. Она определяет саму идею, цели, методы, приемы, и средства воспитания. Природосообразность понимается как соответствие природе, как согласие с нею; человек есть часть природы, и он должен сообразовываться с нею, приводить все свои действия в состояние согласованности с природой [Т.Н. Волков]. В чувашском языке немало слов, подтверждающих это («шайлашу», «килешу», «перлех»); их можно перевести как согласие, гармония, единство с природой. Они подчеркивают сходство действий человека с явлениями природы, ставят ее в пример людям, призывают их учиться у ней. Детям испокон веков внушалось, что добрым, благопристойным, жизнеспособным и жизнетворным является только то, что не противоречит законам природы, соответствует им. В педагогических представлениях чуваш подчеркивается мысль о том, что сознательная деятельность в области воспитания возможна лишь при условии проникновения в природу человеческой души. Однако изучение человеческой природы дело серьезное и чрезвычайно трудное. Для этого следует изучать окружающую природу, ее изменение, рост и развитие растений и животных (“цветок”, “отросток”, “побег”, “поросль”, “семя” и т.д.), по аналогии с этими процессами делать выводы о развитии в воспитании детей. Такие аналогии, по мнению чуваш, вполне допустимы, ибо человек есть часть природы: “Лаша пуласси тихаран палла, сын пуласси ачаран пазла”“Какова будет лошадь, видно по жеребенку, каков будет человек, видно по ребенку”. Требование учитывать возрастные и индивидуальные особенности в воспитании вытекают из требования сообразоваться с природой восгштуемого, развивает, конкретизирует и дополняет понимание природосообразности [Г.Н. Волков]. Это значит, что истинное воспитание это не что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет. Порядок природы в воспитании детей заключается в силе применения его по65 |