Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 77]

цикл, «упорядочивающий» жизнь деревни.
Существование такой системы помогало в деле воспитания молодежи, так как праздники и обычаи и т.д.
не только давали ей определенную свободу, права, но и содержали в себе нормы морали, правила поведения, обязанности:
родители отпускали своих взрослых сыновей и дочерей на молодежные посиделки зимой, хороводы и игры летом; они доверяли им, а дети оправдывали их доверие.
Казахи с детства воспитывали в своих детях скромность, чистоту во всем: в поведении, в разговоре, в мыслях, поэтому могли не бояться за них; если молодым негде было жить, всей деревней помогали ставить дом.
Это было связано с тем, что, во-первых, в тяжелых сельских условиях выжить можно было
только при условии: если жить сообща, помогая друг другу; во-вторых, помогая детям, народ заботился о своем будущем; казахи и узбеки не бросали сирот на произвол судьбы, их усыновляли, удочеряли в своих же деревнях, каждый старался помочь, чем мог.
Таким образом, вышеизложенного не представления о формировании природосообразных по сути являются основ народного воспитания казахов.
Эти основы сохранялись и при насильно насаждаемом
мусульманстве, не оказавшем большого влияния на материальную и духовную культуру казахского народа.
Принятие мусульманства не сопровождалось у казахов, как и у других народов, отказом от древних культов и богов.
Наряду с
мусульманскими праздниками отмечали и свои, языческие, в результате чего сложился единый мусульманско-языческий календарный цикл.
Наряду с мусульманским имянаречением детям давали свои языческие имена, которые обожествляли солнце, луну, родную природу.
На протяжении веков казахским народом были определены методы, формы, средства формирования народного идеала совершенного человека.
Традиции и преемственность поколений,
этнокультура и оригинальное видение мира выступали при этом специфическими и одновременно универсаль
[стр. 70]

14) у молодежи чувашского народа имелась своя система обычаев, праздников, традиций и обрядов, которая поддерживалась старшим поколением.
Эта система была включена в основной обрядово-календарный цикл «упорядочивающий» жизнь деревни.
Существование такой системы помогало в деле воспитания молодежи, так как праздники и обычаи и т.д.
не только давали ей определенную свободу, права, но и содержали в себе нормы морали, правила поведения, обязанности;
15) родители отпускали своих взрослых сыновей и дочерей на молодежные посиделки зимой, хороводы и игры летом; они доверяли им в таких ситуациях, а дети оправдывали их доверие.
Чуваши с детства воспитывали в своих детях скромность, чистоту во всем: в поведении, в разговоре, в мыслях, поэтому могли не бояться за них; 16) если молодым негде было жить, всей деревней помогали ставить дом.
Это было связано с тем, что, во-первых, в тяжелых сельских условиях выжить можно было
при таком условии: если жить сообща, помогая друг другу; во-вторых, помогая детям, народ заботился о своем будущем; 17) чуваши не бросали сирот на произвол судьбы, их усыновляли, удочеряли в своих же деревнях, каждый старался помочь, чем мог.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о формировании природосообразных по сути основ народного воспитания чувашей.
Эти основы сохранялись и при насильно насаждаемом
христианстве, не оказавшем большого влияния на материальную и духовную культуру чувашского народа.
Принятие христианства не сопровождалось у чуваш, как и у других народов, отказом от древних культов и богов.
Наряду с
христианскими праздниками отмечали и свои, языческие, в результате чего сложился единый христианскоязыческий календарный цикл.
Наряду с христианским имянаречением детям давали свои языческие имена (Юман, Хевелпи, Уйахпи, Илемпи, Чечекпи), которые обожествляли солнце, луну, родную природу.
Тем не менее принятие христианства способствовало единению народа, росту его национального самосознания, обогащению его духовной и педагогической культуры.
69

[стр.,71]

На протяжении веков чувашским народом были разработаны методы, формы, средства формирования народного идеала совершенного человека.
Традиции и преемственность поколений,
этнокульгура и оригинальное видение мира выступали при этом специфическими и одновременно универсальными инструментами народного воспитания чувашей.
И если в идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться, гармонично развивая все стороны, своей личности, то содержательным элементом данного процесса выступают имеющиеся у всех народов заповеди как программа воспитания совершенного человека.
Например, у чувашского народа известны семь заповедей воспитания, ключевыми словами которых являются: трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, доброта, честность.
Их реализация являлась обязательной целью народного воспитания.
Эти заповеди воспитания были выработаны чувашским народом еще в древние времена.
Впервые же в учебно-воспитательном процессе школы они были апробированы И.Я.
Яковлевым в его известной Симбирской чувашской школе, созданной на основе народных традиций воспитания, природосообразных по сути.
Об этих же заповедях пишет в своих трудах и этнопедагог Г.Н.
Волков.
По этнографическим данным и данным устного народного творчества чувашей, трудолюбие было важнейшим качеством человека среди простого народа, а его воспитание занимало одно из главнейших мест в системе народной педагогики.
Под трудом чуваши подразумевали, главным образом, труд физический, хотя до появления письменности у чуваш (как и у других народов) физический и умственный труд выступал в неразрывном единстве [205;78].
Любить труд и людей труда это важнейшая заповедь народной системы воспитания, которая внушалась детям с малолетства.
Детям внушалось и то, что труд источник человеческого существования.
Эта мысль содержится во всех жанрах устного народного творчества.
Общественное мнение убеждало всех, что здоровый человек не должен сидеть без дела.
Дети должны привыкнуть к труду настолько, чтобы всякая бездеятельность тяго70

[Back]