[63;51]. Следующая заповедь воспитания казахского народа — ум. Понятие ума у казахов имело очень широкий смысл и включало многие важнейшие нравственные черты: наличие разумности в поведении, способность мышления, способность овладения знаниями. Детям внушалось, что способность — особый дар, данный природой, и принадлежит, прежде всего, народу, поэтому с нею надо обращаться осторожно и во благо добру. Основным условием развития способности является учение и труд. Через учение ребёнок получал необходимые знания, а труд совершенствовал их. Кроме этого сама жизнь, трудовая деятельность народа требовали умения проникать в явления природы и наблюдать их взаимосвязи: «На лоне природы ребёнок побуждается подолгу и безраздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. Находясь ближе к природе, он наблюдает её и в отдельных явлениях, и в более ясных для него взаимных отношениях этих последних, определяющих гармонию в природе. Все явления природы ребёнком воспринимаются цельными, а потому и запечатлеваются в нём гораздо сильнее. В нём воспитывается в результате этого сосредоточенность, и глубина мысли». Таким образом, природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и способствует более широкому и всестороннему росту духовных сил детей. Ум формируется постепенно в процессе овладения знаниями и способами познания. Чем больше накапливает человек знаний, тем больше он становится умнее. Известно, что ум направлен на решение теоретических и практических задач, которые совершаются с помощью знаний. Однако не любое знание облегчает жизненный путь. Зазубренное, но не понятное не имеет' значения ни для развития ума, ни для практической деятельности[108;60]. Поэтому казахский народ умственное воспитание детей строил, учитывая эти особенности. Исходя из этого, в народе сложилось мнение о том, что умный человек — это не только знающий человек, но и умеющий добывать знания и использовать их в жизни с |
от ненужного в результате многократного повторения одних и тех же игровых действий; календарные обрядовые игрища как способы установления связи человека с окружающей природой и нахождения своего места в ней; песенная поэзия и творчество и т.д.[41;89) Следует отметить, что в играх и игрищах и их значении для здоровья можно усмотреть и уникальный психотерапевтический эффект (В. Топоров). Являясь неотъемлемой частью праздников и игрищ, смех выполняет функцию преодоления эмоционального дефицита как разновидности приспособительных реакций человека и массы к окружающей действительности; а различные состязания выступают в качестве адаптативных «уроков жизни» [85;51]. Следующая заповедь воспитания чувашского народа —ум. Понятие ума у чувашей имело очень широкий смысл и включало многие важнейшие нравственные черты: наличие разумности в поведении, способность мышления, способность овладения знаниями. Детям внушалось, что способность особый дар, данный природой, и принадлежит, прежде всего, народу, поэтому с нею надо обращаться осторожно и во благо добру. Основным условием развития способности является учение и труд. Через учение ребёнок получал необходимые знания, а труд совершенствовал их. Кроме этого сама жизнь, трудовая деятельность народа требовали умения проникать в явления природы и наблюдать их взаимосвязи: «На лоне природы ребёнок побуждается подолгу и безраздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. Находясь ближе к природе, он наблюдает её и в отдельных явлениях, и в более ясных для него взаимных отношениях этих последних, определяющих гармонию в природе. Все явления природы ребёнком воспринимаются цельными, а потому и запечатлеваются в нём гораздо сильнее. В нём воспитывается в результате этого сосредоточенность, и глубина мысли»[48;243]. Таким образом, природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и способствует более широкому и всестороннему росту духовных сил детей. 72 Люди, стремящиеся к знанию, умению, всегда пользовались в народе уважением: «Асла сыннан лаши те уйлама пелет» «У умного и лошадь умеет думать», «Аслипе калассан пыл хыпан» «С умным поговоришь что мёду покушаешь». Итак, ум формируется постепенно в процессе овладения знаниями и способами познания. Чем больше накапливает человек знаний, тем больше он становится умнее. Известно, что ум направлен на решение теоретических и практических задач, которые совершаются с помощью знаний. Однако не любое знание облегчает жизненный путь. Зазубренное, но не понятное не имеет значения ни для развития ума, ни для практической деятельностям! ;60]. Поэтому чувашский народ умственное воспитание детей строил, учитывая эти особенности. Исходя из этого, в народе сложилось мнение о том, что умный человек это не только знающий человек, но и умеющий добывать знания и использовать их в жизни с большой пользой не только для себя, но и для других. Следующие заповеди (доброта, дружба, целомудрие, честность) составляют основу нравственного воспитания чувашских детей, которому уделялось особое внимание. Народные воспитатели хорошо понимали, что сила и ум без нравственности могут навредить окружающему миру, погубить человека. Выдающимся достижением народной педагогики, по мнению Г.Н. Волкова, является выдвижение такого важного условия совершенствования личности, как связь каждого человека с себе подобными. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий трудового народа в преодолении трудностей, к дружбе. В народной среде совершенными являются только друзья и сыны народа «Сын сынпа пуранать» «Человек с человеком жив», «Туслахра —вай» «В дружбе сила» и т.д. Дети с ранних лет усваивали, что дружба это серьёзно; она требует от человека наличие таких качеств как верность, уступчивость, взаимоподдержка, доверие, уважение, взаимопомощь, а иногда и самопожертвование, честность, доброта и другие; упражнялись в форми73 |