большой пользой не только для себя, но и для других. Следующие заповеди (доброта, дружба, целомудрие, честность) составляют основу нравственного воспитания казахских детей, которому уделялось особое внимание. Народные воспитатели хорошо понимали, что сила и ум без нравственности могут навредить окружающему миру, погубить человека. Выдающимся достижением народной педагогики, по мнению Г.Н. Волкова, является выдвижение такого важного условия совершенствования личности, как связь каждого человека с себе подобными. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий трудового народа в преодолении трудностей, к дружбе. Дети с ранних лет усваивали, что дружба — это серьёзно; она требует от человека наличие таких качеств как верность, уступчивость, взаимоподдержка, доверие, уважение, взаимопомощь, а иногда и самопожертвование, честность, доброта и другие; упражнялись в формировании этих качеств в своей семье. Народ уважал людей, отличающихся честностью, бесхитростностью, искренностью, людей без подлости. Если человек хочет жить в гармонии и согласии с миром, то он должен быть честным — перед родными, перед людьми вообще, перед природой, а самое главное — перед собой, благодаря чему и поддерживается гармония и субъективная, и объективная. С честностью тесно связана следующая заповедь казахов целомудрие — строгая нравственность, чистота. Это и чистота мыслей, и чистота души, и «чистота поступков» человека. Чистота требует честности, и наоборот. А вместе они создают гармонию, согласие, порядок и спокойствие в душе человека. Доброта как определяющее качество совершенного человека воспевалось в фольклоре всех народов, и каждый народ толковал значение этого качества по-своему. Казахи под добротой понимали наличие качества «добро». В связи с этим Г.Н. Волков утверждает: «Формирование добра — вот, что |
Люди, стремящиеся к знанию, умению, всегда пользовались в народе уважением: «Асла сыннан лаши те уйлама пелет» «У умного и лошадь умеет думать», «Аслипе калассан пыл хыпан» «С умным поговоришь что мёду покушаешь». Итак, ум формируется постепенно в процессе овладения знаниями и способами познания. Чем больше накапливает человек знаний, тем больше он становится умнее. Известно, что ум направлен на решение теоретических и практических задач, которые совершаются с помощью знаний. Однако не любое знание облегчает жизненный путь. Зазубренное, но не понятное не имеет значения ни для развития ума, ни для практической деятельностям! ;60]. Поэтому чувашский народ умственное воспитание детей строил, учитывая эти особенности. Исходя из этого, в народе сложилось мнение о том, что умный человек это не только знающий человек, но и умеющий добывать знания и использовать их в жизни с большой пользой не только для себя, но и для других. Следующие заповеди (доброта, дружба, целомудрие, честность) составляют основу нравственного воспитания чувашских детей, которому уделялось особое внимание. Народные воспитатели хорошо понимали, что сила и ум без нравственности могут навредить окружающему миру, погубить человека. Выдающимся достижением народной педагогики, по мнению Г.Н. Волкова, является выдвижение такого важного условия совершенствования личности, как связь каждого человека с себе подобными. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий трудового народа в преодолении трудностей, к дружбе. В народной среде совершенными являются только друзья и сыны народа «Сын сынпа пуранать» «Человек с человеком жив», «Туслахра —вай» «В дружбе сила» и т.д. Дети с ранних лет усваивали, что дружба это серьёзно; она требует от человека наличие таких качеств как верность, уступчивость, взаимоподдержка, доверие, уважение, взаимопомощь, а иногда и самопожертвование, честность, доброта и другие; упражнялись в форми73 ровании этих качеств в своей семье. Так как дружба эго отношение, имеющее место не только между сверстниками, внуком и дедушкой, ребёнком и родителями, братьями и сёстрами, родственниками, соседями, то есть между человеком и человеком, но и отношения между человеком и животным, человеком и растением, человеком и природой и т.д., которые также влияют на обстоятельства жизни данного человека. Народ уважал людей, отличающихся честностью, бесхитростностью, искренностью, людей без подлости. Если человек хочет жить в гармонии и согласии с миром, то он должен быть честным перед родными, перед людьми вообще, перед природой, а самое главное перед собой, благодаря чему и поддерживается гармония и субъективная, и объективная. С честностью тесно связана следующая заповедь чувашей целомудрие строгая нравственность, чистота. Это и чистота мыслей, и чистота души, и «чистота поступков» человека. Чистота требует честности, и наоборот. А вместе они создают гармонию, согласие, порядок и спокойствие в душе человека. Доброта как определяющее качество совершенного человека воспевалось в фольклоре всех народов, и каждый народ толковал значение этого качества по-своему. Чуваши под добротой понимали наличие качества «(ыра) комет». В связи с этим Г.Н. Волков утверждает: «Формирование камал вот, что чуваши во все времена считали главным и основным показателем воспитанности человека» [48;78]. Так как камал и связанные с ним качества человека распространяются на все стороны формирования личности: в комоде находят отражение ощущения, внимание, воображение, чувства, воля, характер, нравственные качества одним словом, весь духовный облик человека как результат умственного, эстетического, трудового и, прежде всего, конечно, нравственного воспитания. Потому-то камал даёт полную характеристику личности[47;79]. Доброта (ыра камал) в свою очередь характеризуется доброй мыслью, добрым словом и добрым действием. Согласно представлениям чувашского народа хорошим и добрым называется только то дело (слово. 74 |