казахи во все времена считали главным и основным показателем воспитанности человека». Так как добро и связанные с ним качества человека распространяются на все стороны формирования личности: в добре находят отражение ощущения, внимание, воображение, чувства, воля, характер, нравственные качества одним словом, весь духовный облик человека как результат умственного, эстетического, трудового и, прежде всего, конечно, нравственного воспитания. Потому-то добро даёт полную характеристику личности[41;79]. Доброта (добро) в свою очередь характеризуется доброй мыслью, добрым словом и добрым действием. Согласно представлениям казахского народа хорошим и добрым называется только то дело (слово, мысль), которое находится в ладу с природой и её законами. Эта сила появляется в результате гармонических взаимоотношений человека с природой, когда в ответ на разумное, доброе отношение к ней, природа даёт ему поддержку, подсказывает, помогает как в ведении хозяйства, в выращивании урожая, так и в решении жизненных задач, в вопросах бытия, в воспитании подрастающего поколения. Итак, сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественными совершенствование отдельных качеств личности. «Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности» [41;45]. Так гармония природы перерастает, при условии сознательной педагогической деятельности взрослых в совершенство личности. Таким образом, педагогическая культура народов создается на основе примеров природы, имеет в своей идейной основе законы гармонии природы и общечеловеческие ценности, которые воплощаются в народных идеалах совершенного, гармонично и всесторонне развитого человека (цель воспитания). Что касается форм и методов, традиций воспитания, народных обычаев, обрядов и праздников, также служащих средствами воспитания подрастающего поколения, то эти элементы народного воспитания данных этносов в |
ровании этих качеств в своей семье. Так как дружба эго отношение, имеющее место не только между сверстниками, внуком и дедушкой, ребёнком и родителями, братьями и сёстрами, родственниками, соседями, то есть между человеком и человеком, но и отношения между человеком и животным, человеком и растением, человеком и природой и т.д., которые также влияют на обстоятельства жизни данного человека. Народ уважал людей, отличающихся честностью, бесхитростностью, искренностью, людей без подлости. Если человек хочет жить в гармонии и согласии с миром, то он должен быть честным перед родными, перед людьми вообще, перед природой, а самое главное перед собой, благодаря чему и поддерживается гармония и субъективная, и объективная. С честностью тесно связана следующая заповедь чувашей целомудрие строгая нравственность, чистота. Это и чистота мыслей, и чистота души, и «чистота поступков» человека. Чистота требует честности, и наоборот. А вместе они создают гармонию, согласие, порядок и спокойствие в душе человека. Доброта как определяющее качество совершенного человека воспевалось в фольклоре всех народов, и каждый народ толковал значение этого качества по-своему. Чуваши под добротой понимали наличие качества «(ыра) комет». В связи с этим Г.Н. Волков утверждает: «Формирование камал вот, что чуваши во все времена считали главным и основным показателем воспитанности человека» [48;78]. Так как камал и связанные с ним качества человека распространяются на все стороны формирования личности: в комоде находят отражение ощущения, внимание, воображение, чувства, воля, характер, нравственные качества одним словом, весь духовный облик человека как результат умственного, эстетического, трудового и, прежде всего, конечно, нравственного воспитания. Потому-то камал даёт полную характеристику личности[47;79]. Доброта (ыра камал) в свою очередь характеризуется доброй мыслью, добрым словом и добрым действием. Согласно представлениям чувашского народа хорошим и добрым называется только то дело (слово. 74 мысль), которое находится в ладу с природой и её законами. Гармоничное единство с природой представлялось одновременно как счастье: «Камалне кура телейе» «По доброте и счастье», «Ыра сынна петем тенче таван» «Доброму человеку и весь свет родной»; и как неодолимая сила: «Хирте выртакан чул та санпа канашла пуле...» «И белый камень, лежащий средь поля, будет твоим единомышленником, и звери, обитающие в степях, будут жить с тобой в согласии». Эта сила появляется в результате гармонических взаимоотношений человека с природой, когда в ответ на разумное, доброе отношение к ней, природа даёт ему поддержку, подсказывает, помогает как в ведении хозяйства, в выращивании урожая, так и в решении жизненных задач, в вопросах бытия, в воспитании подрастающего поколения. Итак, сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественными совершенствование отдельных качеств личности. «Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключён именно в этой способности» [47;45]. Так гармония природы перерастает, при условии сознательной педагогической деятельности взрослых в совершенство личности. Таким образом, педагогическая культура народов создается на основе примеров природы, имеет в своей идейной основе законы гармонии природы и общечеловеческие ценности, которые воплощаются в народных идеалах совершенного, гармонично и всесторонне развитого человека (цель воспитания). Что касается форм и методов, традиций воспитания, народных обычаев, обрядов и праздников, также служащих средствами воспитания подрастающего поколения, то эти элементы народного воспитания данных этносов в большинстве случаев отличались особенностью, специфичностью, выявляли своеобразный подход к решению задач воспитания. Однако и здесь невозможно было избежать взаимовлияния культур, живущих в соседстве народов, в нашем случае русских и башкир, татар и чувашей Башкортостана. 75 |