рактеристик этноса в соответствии, в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды как внешнего фактора по отношению к этносу [А.М. Анохин]. В содержание процесса адаптации включаются: приспособления к новому полиэтническому окружению, к новым этнокультурным условиям, к новой природной среде; освоение новых видов деятельности, правил поведения, норм морали, оценок и др. Следует также отметить, что имеющая место в условиях полиэтничности ситуация межэтнического общения дает индивиду больше 9 возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию коммуникативных качеств. Вышеназванные и другие процессы и ситуации, возникающие во взаимоотношениях этносов изучаются психологией межэтнических отношений, которая занимает особое место среди ветвей этнопсихологии. Однако, как утверждает М.И.Стельмахович [157; С 116-119], не существует особых, свойственных исключительно межэтническим отношениям психологических явлений и процессов: все они являются универсальными для межгрупповых отношений. Межгрупповые отношения—это отношения между группами, в том числе и этническими общностями. Тем не менее, как нам думается, говоря о ситуациях, возникающих в процессе взаимоотношений этносов и влияющих на становление человека как представителя этноса, целесообразным будет использование понятия «межэтнические отношения». С позиций нашего исследования важно рассмотреть некоторые особенности функционирования духовной культуры казахов в условиях Республики Казахстан, отражающиеся на процессе воспитания подрастающего поколения. Удельный вес казахов в составе совокупного населения республики сравнительно невелик — около 51,3 %, однако по абсолютной численности они входят в число наиболее крупных этнических образований и занимают четвертое место (казахи, русские, уйгуры, узбеки, киргизы и др.) в республике. Большая часть казахов Казахстана (35-40 %) — сельские жители, что |
В неспокойные времена многие чуваши вынуждены были оставить родные земли в поисках хороших условий и мирной жизни. Часть из них в начале 18 века пришла в башкирские леса и начала строить новую жизнь на основе своей родной культуры. Отдаленность от родины, другие условия жизнедеятельности, нечувашское окружение наложили своеобразный отпечаток на дальнейшее развитие материальной и духовной культуры «башкирских» чуваш. Под влиянием этих же факторов претерпела некоторые изменения и народное воспитание. Плодородная черная земля под богатыми дичью лесами, новое окружение из мирнососуществующих народов, спокойная жизнь требовали от чувашей формирования иных качеств личности, использование соответствующих им форм и средства воспитания. Однако, следует отметить, что идейная основа чувашской народной педагогики природосообразное воспитание гармонично развитой личности в новых условиях сохранилась, как сохранились и основные обычаи и традиции. Этому способствовало и то, что народное воспитание практически любого этноса имела в своей основе законы гармонии природы и общечеловеческие ценности, а в своей сущности воспитание соответствующих качеств личности с различной вариативностью. Качественно иные условия (иная природа, полиэтническое окружение, другая культура, иной уклад жизни и др.) предъявляют усложненные требования к этносу и его представителям. Так или иначе переход в новую среду социального существования всегда связан с изменением привычного образа жизнедеятельности и требует адаптации к данным условиям. Адаптация это процесс приведения основных параметров социальных (и личностных) характеристик этноса в соответствии, в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды как внешнего фактора по отношению к этносу[А.М. Анохин]. В содержание процесса адаптации включаются: приспособления к новому полиэтническому окружению, к новым этнокультурным условиям, к новой природной среде; освоение новых видов деятельности, правил поведения, норм морали, оценок и др. 76 Следует также отметить, что имеющая место в условиях полиэтничности ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию коммуникативных качеств. Вышеназванные и другие процессы и ситуации, возникающие во взаимоотношениях этносов изучаются психологией межэтнических отношений, которая занимает особое место среди ветвей этнопсихологии. Однако, как утверждает Т.Г. Стефаненко, не существует особых, свойственных исключительно межэтническим отношениям психологических явлений и процессов: все они являются универсальными для межгрулповых отношений. Межгрупповые отношения—это отношения между группами, в том числе и этническими общностями[179;202].Тем не менее, как нам думается, говоря о ситуациях, возникающих в процессе взаимоотношений этносов и влияющих на становление человека как представителя этноса, целесообразным будет использование понятия «межэтнические отношения». Рассмотрим некоторые особенности функционирования духовной культуры чувашей в условиях Республики Башкортостан, отражающиеся на процессе воспитания подрастающего поколения. Из всего чувашского населения в пределах России в Башкортостане их проживает более 6%. В целом удельный вес чувашей в составе совокупного населения республики сравнительно невелик около 3%, однако по абсолютной численности они входят в число наиболее крупных этнических образований и занимают четвертое место (после русских, татар и башкир) в республике. Большая часть чувашей Башкортостана (56%) сельские жители, что способствовало благодаря традиционному укладу самобытной культуры, традиций и обычаев в условиях полиэтнического окружения, тем более, что селения их в основном однонациональные. Так, по многочисленным исследованиям специалистов, у башкирских чувашей сохранилось множество архаичных музыкально-фольклорных произведений, которые давно уже исчезли в остальных регионах проживания чувашей, и даже в Чувашии. На77 |