146 Все это еще раз подтверждает тенденцию сосуществования в концептуальном содержании греха двух пластов — язычества и христианства как двух типов мировоззрения — мифологического и религиозного и, соответственно, как двух типов культур — народной, неофициальной, массовой и официальной, книжной, элитарной. Анализ смыслового наполнения концепта грех по данным Национального корпуса русского языка показал, что данный концепт активно функционирует в современном русском национальном сознании и расширяет свой семантический объем: новые когнитивные признаки возникают отчасти под влиянием «практического идеализма» русского человека, стремящегося все явления действительности осмысливать в духовно нравственном измерении, а отчасти — под влиянием доминирующей в наши дни модели секуляризованной, светской культуры, ценностей удовольствия и потребительства, в рамках которых многие традиционные грехи могут рассматриваться как «приятные, хорошие, красивые и пр. вещи», не требующие раскаяния и тем более — какого-либо наказания. Поэтому данный концепт меняет свой традиционный оценочный коннотативный потенциал за счет появления в его концептуальном содержании положительно-оценочной окрашенности ряда когнитивных признаков. 3.2. Концепт «грех» в сознании современных носителей русского языка (по данным свободного ненаправленного ассоциативного эксперимента) Описать, как реально представляет носитель языка тот или иной концепт в языковом сознании, насколько он разделяет оценочные коннотации и мотивационно-прагматические установки, стоящие за этим концептом, невозможно, ограничиваясь лишь данными словарей и текстовых источников, сколько бы репрезентативными они ни были. Как мы можем быть полностью |
коннотацию, светло-серым — положительную. Подчеркнуты исходные, базовые когнитивные признаки. Рис. 3.1. Семантическая структура концепта «бизнес» по данным Национального корпуса русского языка I. Деятельность, дело, занятие 6. Свое дело. специальность* профессия, ппнтвяние 7. Жизнь и се проявления, отношения 8. Что-то важ*~ ное. ценное в жизни, что-то l ^ топошее^ . I 2. Экономическая. коммерческая деятсльность 9*Созидатель-" 1 ный процесс; _____ л д1^ ■ .» я Д » созидающая сила Y iV iV itf* ■«1«Ф■ « А ^10.рдзруши^ ё^льнаясила*^ i нiTi ки4 б ш + t sASLM?m р ‘ ф ^М 1. -YvAvtf*vrf ‘ЛЦ 4 aWi4*mWTT* , носитель 19. Самореализация» самовыражение 3 Деятельность, приносящая прибыль ^32L, 20. Риск, удача, везение 12. Основа общественного развития •A 11. Общение» коммуникация с целью иаживц ^ , чйы -ц. vnwrn» VA^SW ttfi urmt ~5. АФеря.' неза-*W »ntm wAv V v M HO11 ■4 —^ иажнвь1:>Ч 1*1.1.1.1.1!1.miim 15. Искусство, творчество 16 Спорт 18. Природа» природная сила, стихия Анализ смыслового наполнения и семантической структуры концепта «бизнес» по данным Национального корпуса русского языка показал, что концепт «бизнес» активно входит в русскую национальную концептосферу последних лет и существенно расширяет свой семантический объем: новые когнитивные признаки возникают отчасти под влиянием семантики соответствующего концепта в языке-источнике, отчасти под влиянием семантического расширения собственных, исконных значений слова «бизнес» по универсальным моделям концептуальной метафоризации. Кроме того, данный концепт меняет оценочный коннотативный потенциал за счет появления в своем концептуальном содержании положительнооценочной окрашенности ряда когнитивных признаков (при сохранении при этом негативной оценочности, исконно присущей данному концепту в русском национальном сознании). |