Проверяемый текст
Крюков, Илья Андреевич; Смысловое наполнение концепта "бизнес" и его репрезентация в русском языке на современном этапе (Диссертация 2012)
[стр. 157]

157 ассоциаты ‘Адам’, ‘Адам и Ева’, ‘бес’, ‘Бог’, ‘Ева’, ‘ересь’, ‘заповедь’, ‘змей’, ‘Мария Магдалина’, ‘поп’, ‘страшный суд’, ‘спасение’.
Примечательна связь с нравственной оценкой греха как сугубо отрицательного явления — ‘грязь’, ‘подлость’, ‘недозволеннность’, ‘злодейство’, ‘непослушание’, ‘бесчестье’, ‘стыд’.
Некоторые признаки из выявленных ранее при системно-языковом и текстовом анализе сохраняются — ‘горе’ (<—‘беда, несчастье’), ‘ложь’ (<— ‘обман’), ‘порок’, ‘нельзя’ / ‘запрет’ (<—‘что-то неправильное’).
Интересно, какие виды греха выделяются в индивидуальных реакциях — это ‘зависть’, ‘постель’ (<—‘блуд’), ‘пустословие’.
Однако в индивидуальных ассоциатах можно отметить и те тенденции, которые ранее мы именовали как «повышение ценностного регистра» (Т.Б.
Радбиль) греха.
Во-первых, это проявляется в нейтрализации отрицательной оценочности за счет таких ассоциатов, как ‘люди’ и ‘норма жизни’ (грех — нормальный атрибут людей, никак не оцениваемый — ни положительно, ни отрицательно), ‘не существует’ (отражено представление об иллюзорности понятия греха в современном мире) и ‘оправдание’.
Во-вторых, это проявляется в появлении положительно оцениваемых ассоциатов — ‘желаемое’, ‘величие’, ‘честь’, ‘радость’.
Это еще раз доказывает высказанное ранее положение об изменении коннотативно-ценностного ассоциативного фона для концепта грех в сторону положительной оценочности.
Все полученные ассоциаты к стимулу грех могут быть классифицированы по трем группам: 1.
Логико-понятийные, возникающие на уровне связи понятий, образующих концепт, и проявляющиеся в отношениях типа: — «род — вид»
(виды греха): ‘убийство’, ‘прелюбодеяние’, зависть’, ‘пустословие’ и др.; — «действие — результат»: ‘ересь’, ‘ложь’, ‘неправда’, ‘страшный суд’, ‘вина’, ‘обман’, ‘искушение’, ‘нарушение’, ‘возмездие’, ‘наказание’, ‘смерть’ и др.;
[стр. 161]

161 ма\ Присутствие определенной криминализированости в современной речевой практике отражают ассоциаты арготического происхождения — ‘бабки’, ‘братаны’.
Отметим, что и на 2010 г.
сохраняется представление об инокультурном, заимствованном характере данного концепта в русском языковом сознании, однако вместо ассоциата ‘Америка’ наблюдается ассоциат ‘Европа’ (косвенным образом это говорит об изменении вектора деловых связей и деловей активности в данный период в представлении носителей языка).
Приметой времени, отражающей современные экономические реалии, выступает ассоциат ‘высокие технологии’.
Для слова-стимула бизнесмен негативно-оценочные представления о человеке, который занимается бизнесом, представлены еще более широко и разнообразно, в сравнении с данными РАСРЯ 2002 г.: ‘акула’, ‘преступник’, ‘аферист’, ‘бездельник’, ‘мошенник’, ‘пройдоха’, ‘проходимец’, ‘прохвост’, ‘толстосум’, ‘сутенер’.
Однако в анализируемом материале также достаточно широко присутствует и положительно-оценочный ассоциативный фон: ‘серьезный человек’, ‘элегантный’, ‘престиж’, ‘успешный человек’, ‘харизма’, ‘высокий социальный статус’ и пр.
Также боле подробно и детализированно, чем в материале РАСРЯ на 2002 г., представлены в анализируемом материале так называемые «имиджевые» признаки бизнесмена, которые символизируют его образ в национальном сознании: например, это не просто автомобиль, а его престижная в сознании носителей языка марка — ‘лексус’.
Ср.
также ‘дорогие духи’, ‘отдых в Европе’, ‘ноутбук’, ‘сигара’, ‘туфли’, ‘барсетка’, ‘яхты’.
Также отметим национально-специфическую ассоциацию бизнеса — ‘алкоголь’.
Все полученные ассоциаты к стимулам бизнес и бизнесмен, как и в данных РАСРЯ на 2002 г., могут быть классифицированы по трем группам: 1.
Логико-понятийные, возникающие на уровне связи понятий, обра зующих концепт, и проявляющиеся в отношениях типа «род — вид»
(‘строительство’, ‘завод’, ‘транспорт’, ‘биржа’, ‘производство’, ‘сельское хозяй

[Back]