23 1.2. Объем и содержание научного понятия «концепт» в современной лингвистике В последние десятилетия научное понятие «концепт» уверенно и прочно вошло в активный терминологический запас современного гуманитарного знания. Оно является одним из базовых научных понятий в современной когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, психолингвистике, этнолингвистике, лингвострановедении, теории межкультурной коммуникации и других лингвистических дисциплинах, развивающих антропоцентрический подход к анализу языка, текста, культуры. В зависимости от точки зрения, термин наполняется разным содержанием. В философии этот термин имеет наиболее общее толкование: это категория познания, форма отражения мира. Для культурологии концепт — способ создания культурного смысла, форма хранения культурной информации в конкретном сознании человека. Психология связывает этот феномен с механизмами восприятия и памяти. С точки зрения семиотики концепт можно понимать как то содержание, которое стоит за знаком, включая также и его прагматику. Но все точки зрения находят всё же и некий инвариант: концепт — это квант смысла, имеющий культурно-специфическую основу. Как пишет Н.Д. Арутюнова: «Природа познается извне, культура — изнутри. Ее познание рефлексивно. Чтобы в нем разобраться, нужно проанализировать метаязык культуры, и прежде всего ее ключевые термины, такие, как «истина» и «творчество», «долг» и «судьба», «добро» и «зло», «закон» и «порядок», «красота» и «свобода». Эти понятия существуют в любом языке и актуальны для каждого человека. Немногие, однако, могут раскрыть их содержание, и вряд ли двое сделают это согласно. Вместе с тем нет философского сочинения, в котором бы эти концепты не получали различных интерпретаций. Можно также найти немало проницательных их толкований в художественных текстах разных жанров. Мировоззренческие понятия лич |
10 ГЛАВА I. Теоретические основы изучения концептов в современной лингвистике Понятие «концепт» является одним из базовых научных понятий в современной когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, психолингвистике и других лингвистических дисциплинах, развивающих антропоцентрический подход в гуманитарном знании последних десятилетий. Вместе с тем до сих пор отсутствует единство в понимании концепта, в определении объема и содержания этого понятия, в трактовке его соотношения с традиционными научными понятиями «логическое понятие», «психологическое представление», «языковое значение» и др. В связи с этим необходимо рассмотреть становление этого понятия в науке о языке, современное понимание его смыслового наполнения и семантической структуры, а также изучить вопрос о возможных методах его изучения, чему и посвящена первая глава нашего исследования. 1.1. «Концепт» в историко-научном и теоретическом освещении С начала 90-х гг. XX в. в научный обиход философов, психологов, культурологов, литературоведов и лингвистов активно входит понятие «концепт», что связано со становлением новой, антропоцентрической парадигмы в современном гуманитарном знании, суть которой емко формулирует Г.И. Кустова: «Новые акценты и стратегии, свойственные современным лингвистическим теориям, можно коротко определить как «поворот к человеку» (что имеет своим результатом восстановление связи языка не только с человеком, но и с миром)» [Кустова 2004: 10]. В настоящее время понятие «концепт» может считаться междисциплинарным понятием, использующимся практически во всех гуманитарных 17 Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова, В.А. Масловой, В.В. Колесова, ученых воронежской школы концептуального анализа и др. Лингвокультурологическое понимание концепта восходит к достаточно широкому определению концепта в работах А. Вежбицкой, которое, по мнению Р.М. Фрумкиной, является наиболее удачным: А. Вежбицкая понимает под концептом объект из мира «Идеальное», имеющий имя и отражающий культурно-обусловленное представление человека о мире «Действительность» [Фрумкина 1992:3]. В подобном понимании концепт рассматривается как ключевая единица национального сознания, национальной культуры, национальной ментальности и т.п. Как пишет Н.Д. Арутюнова: «Природа познается извне, культура — изнутри. Ее познание рефлексивно. Чтобы в нем разобраться, нужно проанализировать метаязык культуры, и прежде всего ее ключевые термины, такие, как «истина» и «творчество», «долг» и «судьба», «добро» и «зло», «закон» и «порядок», «красота» и «свобода». Эти понятия существуют в любом языке и актуальны для каждого человека. Немногие, однако, могут раскрыть их содержание, и вряд ли двое сделают это согласно. Вместе с тем нет философского сочинения, в котором бы эти концепты не получали различных интерпретаций. Можно также найти немало проницательных их толкований в художественных текстах разных жанров. Мировоззренческие понятия личностны и социальны, национально специфичны и общечеловечны. Они живут в контекстах разных типов сознания — обыденном, художественном и научном. Это делает их предметом изучения культурологов, историков религий, антропологов, философов и социологов» [Арутюнова 1991: 3]. Именно с выявлением национально-специфического содержания в концептах связано появление уточняющего определения при общем термине «концепт» — «культурный концепт». Культурные концепты в этих исследованиях выступают в качестве разновидность концептов вообще (как вида ментальных репрезентаций, средства представления знания в языке). В работах С.Г. Воркачева это обозначается как «лингвокультурологический кон |