Проверяемый текст
Крюков, Илья Андреевич; Смысловое наполнение концепта "бизнес" и его репрезентация в русском языке на современном этапе (Диссертация 2012)
[стр. 25]

25 3.
Концепты — некоторые подстановки значений, скрытые в тексте как некие «заместители», некие «потенции» значений, облегчающие общение и связанные с человеком, его национальным, культурным, профессиональным, возрастным и прочим опытом; 4.
Совокупность концептов отдельных значений слов, зависящих друг от друга, составляющая некую целостность, которую ученый определяет как концептосферу.
Таким образом, Д.С.
Лихачев одним из первых поставил вопрос о разграничении концепта и значения слова: с точки зрения Д.С.
Лихачева, каждому словарному значению слова предписывается отдельный концепт, который не только «замещает» значение слова, но и расширяет его значение, предоставляя говорящему на национальном языке возможность для сотворчества, домысливания, для реализации «эмоциональной ауры слова»: концепты являются открытыми образованиями и могут по-разному восприниматься адресатами, но во всех пониманиях будет нечто общее, определяемое контекстом [Лихачев 1997: 282].
Итак, концепт в общем виде понимается как обобщенное мыслительное представление определенного фрагмента физической или психической реальности в языковой картине мира личности, социума или этноса.
Концепт в этом понимании, хотя и соотнесен с логическим понятием (поскольку и то, и другое являются результатом
мыслтельных операций по обобщению и абстрагированию явлений действительности), противостоит понятию в силу того, что не обязательно является результатом логического типа мышления (представление, а не понятие).
Поэтому для концепта возможны невозможные для понятия свойства — образность, оценочность, субъективность, расплывчатость денотативного содержания и т.д.

О.Л.
Чернейко предлагает разделять концепт и понятие на следующем основании: понятие имеет логическое, рациональное основание, концепт — сублогическое.
«Содержание концепта включает в себя содержание наивного понятия, но не исчерпывается им, поскольку охватывает всё множество прагматических
[стр. 12]

I ные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» [Колесов 2005: 14-15].
Концепт и понятие.
Само возникновение и дальнейшая активизация понятия «концепт» в современной науке связаны с тем, что ученые осознали недостаточность традиционно существовавшего в логике термина «понятие» для описания мыслительной активности человека в области познания мира.
•Оказалось, что отдельный человек и этнос в целом в процессе познания очень часто оперирует важными для него субъективными, ценностно окрашенными, образными или ассоциативными, но с точки зрения логики несущественными и второстепенными смыслами.
Это привело к необходимости разграничить термины «понятие» и «концепт»: «Основа понятия — логическая, рациональная.
При этом содержание научного понятия расширяется за счёт включения тех свойств явления, которые открылись научному знанию.
Основа концепта — сублогическая.
Содержание концепта включает в себя содержание наивного понятия, но не исчерпывается им, поскольку охватывает всё множество прагматических
элементов имени, проявляющихся в его сочетаемости.
А сочетаемость имени отражает и логические, рациональные связи его десигната (денотата) с другими, и алогичные, иррациональные, отражающие эмоционально-оценочное восприятие мира человеком» [Чернейко 1997: 286-287].
Концепт в этом понимании, хотя и соотнесен с логическим понятием (поскольку и то, и другое являются результатом
мыслительных операций по обобщению и абстрагированию явлений действительности), противостоит понятию в силу того, что не обязательно является результатом логического типа мышления (представление, а не понятие).
Поэтому для концепта возможны невозможные для понятия свойства — образность, оценочность, субъективность, расплывчатость денотативного содержания и т.д.

История понятия «концепт».
В истории отечественной науки становление понятия «концепт» связывают с известной статьей философа С.А.
Аскольдова-Алексеева «Концепт и слово», вышедшей еще в 1928 г., но вошед12

[стр.,13]

13 шей в научный обиход практически через полвека после ее опубликования благодаря работам Д.С.
Лихачева в 70-е гг.
XX в.
С.А.
Аскольдов-Алексеев отмечает, что концепт — это «неуловимое мелькание чего-то в умственном кругозоре, происходящем при быстром произнесении и понимании таких слов как «Тысячеугольник», «справедливость», «закон», «право» и т.п.».
Это «нечто», «не вызывая никаких художественных «образов», создает художественное впечатление, имеющее своим результатом какие-то духовные обогащения» [Аскольдов 1997: 267-268].
Таким образом, ученый рассматривает концепт как «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [Аскольдов 1997: 269].
Дальнейшее развитие понятия «концепт» связано с известной работой Д.С.
Лихачева «Концептосфера русского языка».
Исследователь впервые обращает внимание на лингвокультурологическую специфику этого понятия.
Концепт «не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека.
Рассматривая, как воспринимается слово, значение и концепт, мы не должны исключать человека.
Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека.
И слово, и его значения, и концепты этих значений существуют не сами по себе в некоей независимой невесомости, а в определенной человеческой «идеосфере»« [Лихачев 1997: 281].
Теоретическая значимость работы Д.С.
Лихачева состоит и в том, что он одним из первых поставил вопрос о разграничении концепта и значения слова: в концепции Д.С.
Лихачева для каждого основного словарного значения слова существует отдельный концепт — своего рода «алгебраическое» выражение значения, которым мы оперируем в своей письменной и устной речи.
При этом концепт не только «замещает» значение слова, но и расширяет его значение, предоставляя говорящему на национальном языке возможность для сотворчества, домысливания, для реализации «эмоциональной

[Back]