элементов имени, проявляющихся в его сочетаемости. А сочетаемость имени отражает и логические, рациональные связи его десигната (денотата) с другими, и алогичные, иррациональные, отражающие эмоционально-оценочное восприятие мира человеком» [Чернейко 1997:287]. Этого же разграничения придерживается и Г.В. Токарев, по мнению которого концепт основывается на представлениях, дифференциальными признаками которых «являются, во-первых, их донаучный (наивный) характер, нечёткий экстенсионал, вариативный интенсионал, что приводит ... к тому, что понятия объясняют происходящее, представления — нет; во-вторых, интернациональный характер первых и идиоэтнический— вторых» [Токарев 2003: 33]. Т.о., концепт мы можем отделить от понятия на следующих основаниях: концепт — продукт не столько логического осмысления мира, сколько иррационального постижения; он подвижен и не имеет конкретного объёма; он идиоэтничен и культуроспецифичен. Дальнейшее развитие и углубление понятия «концепт» осуществляется в 90-е гг. XX в., что связано в отечественной гуманитарной науке с расцветом, с одной стороны, когнитивной лингвистики, а с другой — лингвокультурологии. * Когнитивная интерпретация научного понятия «концепт» реализована в работах Р.М. Фрумкиной, Е.С. Кубряковой, Е.В. Рахилиной, В.З. Демьянкова и др. Для такого понимания концеша харак!ерно рассмотрение концепта как единицы нашего знания о мире, как инструмента познавательной активности человека. Так, по определению Е. С. Кубряковой, концепт — это «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отражённой в человеческой психике» [Кубрякова 1994: 90]. В «Кратком словаре когнитивных терминов» концепт (concept) характеризуется как многозначный термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содер |
I ные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» [Колесов 2005: 14-15]. Концепт и понятие. Само возникновение и дальнейшая активизация понятия «концепт» в современной науке связаны с тем, что ученые осознали недостаточность традиционно существовавшего в логике термина «понятие» для описания мыслительной активности человека в области познания мира. •Оказалось, что отдельный человек и этнос в целом в процессе познания очень часто оперирует важными для него субъективными, ценностно окрашенными, образными или ассоциативными, но с точки зрения логики несущественными и второстепенными смыслами. Это привело к необходимости разграничить термины «понятие» и «концепт»: «Основа понятия — логическая, рациональная. При этом содержание научного понятия расширяется за счёт включения тех свойств явления, которые открылись научному знанию. Основа концепта — сублогическая. Содержание концепта включает в себя содержание наивного понятия, но не исчерпывается им, поскольку охватывает всё множество прагматических элементов имени, проявляющихся в его сочетаемости. А сочетаемость имени отражает и логические, рациональные связи его десигната (денотата) с другими, и алогичные, иррациональные, отражающие эмоционально-оценочное восприятие мира человеком» [Чернейко 1997: 286-287]. Концепт в этом понимании, хотя и соотнесен с логическим понятием (поскольку и то, и другое являются результатом мыслительных операций по обобщению и абстрагированию явлений действительности), противостоит понятию в силу того, что не обязательно является результатом логического типа мышления (представление, а не понятие). Поэтому для концепта возможны невозможные для понятия свойства — образность, оценочность, субъективность, расплывчатость денотативного содержания и т.д. История понятия «концепт». В истории отечественной науки становление понятия «концепт» связывают с известной статьей философа С.А. Аскольдова-Алексеева «Концепт и слово», вышедшей еще в 1928 г., но вошед12 14 ауры слова»: концепты являются незакрытыми образованиями и могут поразному восприниматься адресатами, но во всех пониманиях будет нечто общее, определяемое контекстом [Лихачев 1997: 282]. Концепт в когнитивном и лингвокультурологическом изучении. Полноценное научное бытование термин «концепт» приобретает только в 90е гг. XX в. Именно в этот период сформировалось два основных подхода к пониманию этого понятия: когнитивный и лингвокультурологический. Отметим, что эти подходы не исключают, а, скорее, дополняют друг друга, хотя и характеризуются несколько разными акцентами в трактовке концепта. Когнитивное понимание концепта представлено в работах Р.М. Фрумкиной, Е.С. Кубряковой, Е.В. Рахилиной, В.З. Демьянкова, ученых тамбовской школы когнитивной лингвистики и т.д. Для когнитивного понимания концепта характерно рассмотрение концепта как единицы нашего знания о мире, как инструмента познавательной активности человека. В этом смысле можно утверждать, что концепт представляет собой главную единицу хранения значимой информации о мире в языковой картине мира этноса, это ключевой смысл, актуализованный не одним знаком, а целым их набором. Согласно «Краткому словарю когнитивных терминов» концепт (concept) — многозначный термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Понятие концепта отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов» знания [КСКТ 1996: 90]. Концепт в таком понимании выступает как основная разновидность более общего понятия, которое после работ А. Пайвио получило название «ментальная репрезентация». Ментальные репрезентации — это обобщаю |