30 — исторический детерминизм; — широкая экстенсиональность; — структурированность интенсионалами научных и обыденных понятий, представлений, культурных установок, идеологем, стереотипов; — неоднородность содержания, проявляющаяся в синтезе конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального; — разнообразие типов знаковых репрезентаций [Токарев 2003: 10]. Чтобы акцентировать аспект национально-культурного своеобразия, термин «концепт» получает уточняющий видовой определитель — «культурный концепт» [Арутюнова 1991], или «лингвокультурологический концепт» [Воркачев 2004]. Итак, культурный концепт выступает как важная единица этнокультурного уровня, которая связывает отдельную языковую личность с социумом и включает ее в этническое сообщество. Как пишет Т.Б. Радбиль: «Культурные концепты выступают в качестве основных единиц ценностной сферы языкового менталитета, организующих и направляющих народное самосознание в процессе духовного освоения мира» [Радбиль 2010: 234]. Таким образом, концепт как образование этнокультурного плана характеризуется признаками инвариантности и вариативности: в рамках национального самосознания концепт инвариантен, однако инвариант видоизменяется и, следовательно, варьируется от социума к социуму, различаясь множеством параметров: смысловым наполнением, образной основой, степенью значимости для социума и этноса в целом. Инвариантно-вариантная природа концепта, с одной стороны, позволяет ему изменяться, эволюционировать под влиянием тех или иных внешних и внутренних факторов, а с другой — является залогом его стабильности во времени и в пространстве. Концепты не представляют собой однородные образования, они крайне разнообразны по семантике, структуре и способам функционирования. В современной науке о языке представлены следующие классификации концеп |
19 й! В этом плане концепт выступает как важная единица этнокультурного уровня, которая связывает отдельную языковую личность с социумом и включает ее в этническое сообщество. Ср. по этому поводу обобщенное определение концепта Ф.Ф. Фахрутдиновой как «структурно и образно организованное инвариантно-вариативное знание определенного социума о какомлибо явлении духовной или материальной культуры, реализующееся через пространство разноуровневых и разнопорядковых языковых знаков, связанных между собой парадигматически, синтагматически и/или ассоциативно» [Фахрутдинова 2000: 25]. При таком подходе к концепту признается, что, как образование этнокультурного плана, он характеризуется признаками инвариантности (в рамках национального самосознания концепт инвариантен) и вариативности (инвариант видоизменяется и, следовательно, варьируется от социума к социуму, различаясь множеством параметров: языковым наполнением, образной основой, метафоричностью, грамматическими категориями, степенью значимости для социума и этноса в целом и соответственно включенностью / невюпоченностью в нормативно-ценностную картину мира). Вариативность концепта не только позволяет ему изменяться, эволюционизировать под влиянием тех или иных внешних и внутренних факторов, но и является залогом его стабильности, константности. Типологии концептов. В современной науке о языке представлены разнообразные типологии концептов в зависимости от разных оснований для классификации. В частности, существуют следующие классификации концептов. Первая классификация связана со способом языковой экспликации концепта — в соответствии с ней концепты могут быть лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические. Вторая классификация связана с типом (уровнем) общественного сознания (и, соответственно, типом дискурса), в котором функционируют кон |