Проверяемый текст
Шеин, Игорь Александрович; Отечественная война 1812 года (Диссертация 2002)
[стр. 179]

новых научных трудов.
Важно отметить, что и в историографии 40-х — начала 50-х гг.
XIX столетия получила дальнейшее закрепление официальнопатриотическая концепция полководческой деятельности М.И.
Кутузова в Отечественной войне 1812 года в публицистике, справочно-энциклопедической, научно-популярной и учебной литературе.
Анализ особенностей развития исследования в середине XIX в.
выявил важную проблему о соотношении исторической правды и вымысла о
личности М.И.
Кутузова и его полководческих действий в Отечественной войне 1812 года в художественной литературе.
В указанный период сильный резонанс
в научном мире вызвал 4-й том «Войны и мира» JLH1 .
Толстого с описанием общего'хода войны и детализированным изображением глазами очевидцев Бородинского сражения.

Как было подмечено исследователями, активное использование в романе результатов научных исследований с их авторской' интерпретацией писателем стали порождать в общественном сознании превратные представления' о военном искусстве М.И.
Кутузова, о реальных исторических фактах, о роли полководца в организации военных действий и о некоторых других аспектах.
С последней четверти XIX столетия в эпицентре научных интересов историков оказываются
полководческие действияфельдмаршала в Отечественной войне 1812 года в приложении к итогам Крымской'войны (1853-1856 гг.) и Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.).
По мере демократизации общественной жизни в стране и внедрения в исторические исследования новой методологии научного поиска начинается критическое переосмысление важнейших положений официально-патриотической концепции личности М.И.
Кутузова.
Критически оценивались роль и полководческая деятельность фельдмаршала в спасении Отечества.
В военной историографии уточнялись и критически анализировались боевые действия противоборствующих сторон, наметилось сближение позиций российских и зарубежных историков по ряду концептуальных положений.
К началу Первой мировой войны критическая оценка М.И.
Кутузова как 179
[стр. 436]

435 опирался на соответсп?ующие официально-правительственные документы, способствовал упрочению в исторической науке и в обществе еамодержазноохранительных идей.
Тенденция к усилению офщиально-патриаттеского направления в историографии темы закреплялась конкретными полевыми установками историкам со стороны правительственных крута и генералитета, непосредственно курировавших подготовку ноных научных трудов.
Такая заинтересованность официальных властей в конечных выводах проводимых исследований во многом предопределила панегирический оттопок официальных изданий и субъективизм авторских суждений по социальнополитическим аспектам темы.
Важной особенностью историографии 40-х — начала 50-х n \ XIX столетия стало активное закрепление официально-патриотической концепции Отечественной войны 1812 года в публицистике, справочноэнциклопедической, научно-популярной и учебной литературе.
Широкая популяризация официальных воззрений на историю похода Наполеона в Россию определила их безраздельное господство в исторической науке и в общественном сознании.
Распространенное в советской историографии мнение о наличии у декабристов и революционных демократов собственной концепции войны, которая резко противостояла официальным воззрениям и оказывала сильное влияние на общество, автору диссертации во многом представляется несостоятельным.
Анализ особенностей развития темы в середине XIX в.
выявил важную проблему о соотношении исторической правды и вымысла об
Отечественной воине 181'2 года в художественной литературе.
В указанный период сильный резонанс
к научном мире иызвал 4-й том «Войны и мира» Л.
11 Толстого с описанием общего хода войны и детализированным изображением глазами очевидцев Бородинского сражения.


[стр.,437]

436 Как было подмечено исследователями темы, активное использование в романе результатов научных исследований с их авторской интерпретацией писателем стали порождать в общественном сознании превратные представления о причинах войны, о реальных исторических факсах, о роли полководцев в организации военных действий и о некоторых других аспектах.
Все это дало основание историкам-специалистам также отнестись к Л.Н, Толстому как историку и критически оценить его взгляды на историю похода Наполеона в Россию.
Опыт изучения историографии свидетельствует о том.
что обозначенный вопрос остается актуальным и в современных условиях, когда в художественной литературе продолжают популяризироваться уже устаревшие научные положения, дающие фальсифицированную картину войны.
На таком научном базисе посредством художественных образок художник формирует соответствующее общественное знание о действительной истории.
Принимая но внимание такое значение художественной литературы в распространении исторических знаний, есть нее основания говорить об известной доли ответственности писателей за правдивость изображаемых ими исторических событий.
После окончания Отечественной войны 1812 года в первые послевоенные десятилетии в историкирафии, темы были сформулированы и стали доминировать выводы, согласно которым ответственность за развязывание вооруженного конфликта единолично возлагалась на Наполеона.
В его внешней политике подчеркивались агрессивные, захватнические цели, направленные на порабощение России и государств Западной Европы.
Внешнеполитический курс Российской империи представлялся сдерживающим фактором французской агрессии.
Признавался народный, отечественный характер войны 1812 года.
Утверждалась идея о сплочении во главе с дворянством всех социальных слоев общества вокруг престола для обороны страны от захватчиков.
Национально-освободительная идеология войны понималась через ре

[стр.,438]

437 лигиозно-православные и монархические убеждения русского народа.
Имелось завышенное представление о заслугах Александра I в организации обороны страны.
Причины поражения наполеоновской армии объяснялись Божественным провидением и всенародным характером вооруженной борьбы, Выводы зарубежной историографии по некоторым аспектам темы подвергались критике.
Как свидетельствует анализ литературы, в этот период начало формироваться критическое отношение к действиям русского военного командования, которое обозначило новое направление в историографии проблемы.
Метод критического анализа военно-исторических событий, впервые примененный HLA.
Окуневым, впоследствии воплотился в критика-публицистических статьях И.П.
Липращщ к монографии М.И.
Богдановича.
В дальнейшем он широко использовался А.Н.
Витмером, А.И, Поповым, Г.А.
Леером, А.П.
Скугаревским, а наибольшего распространения получил в канун празднования столетней годовщины Отечественной войны 1812 года в трудах историков и публицистов марксистских и либеральных взглядов..
С последней четверти XIX столетия в эпицентре научных интересов историков оказываются
социально-политические вопросы, I !о мере демократизации общественной жизни в стране и внедрения в исторические исследования новой методологии научного поиска начинается критическое переосмысление важнейших положений официально-патриотической концепции войны.
Пересмотру подверглись традиционные взгляды на причины вооруженного конфликта, среди которых приоритет отдавался экономическим факторам.
Во внешней политике России ста.ж признаваться контрреволюционные цели и геополитические интересы, направленные на сё собственное преобладание в Западной Европе, Критически оценивались роль импера тора Александра 1 и полководческая деятельность М.И.
Кутузова в спасении Отечества.
Наметилась линия на реабилитацию заслуг М.Б.
Барклая де Толли в спасении армии.
Изменились взгляды на социально-политический характер

[Back]