2. Ограниченность ресурсов и связанная с ней необходимость выбора. В реальности не существует субъекта, обладающего всеми видами ресурсов, а также такой их совокупности, которая могла бы обеспечить удовлетворение всех его потребностей. Поэтому хозяйствующему субъекту всегда приходится делать выбор, на удовлетворение каких потребностей направить свою активность и имеющиеся ресурсы. 3. Возникающие отношения хозяйствующих субъектов принимают форму обмена ресурсами (благами). 4. Рациональность поведения. Это подразумевает формирован цели, направленные на ее достижение осознанные действия, когнитивные способности, поиск и использование для этого информации. Выбор субъекта является рациональным в том смысле, что из известных вариантов выбирают тот, который, согласно его мнению или ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям, или, что то же самое, максимизировать его целевую функцию. Такое понимание разлитая традиционного и экономического видов мотивации может, на наш взгляд, разрешить противоречие в описании человеческого поведения А. Смитом, на которое указывают многочисленные исследователи его творчества. Так, в «Богатстве народов» Смит утверждал, что в основе человеческой мотивации лежит собственный интерес, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение» [116], поэтому «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» [116]. Это, казалось бы, не согласуется с трактовкой мотивации в его первом большом произведении «Теории нравственных чувств» [117]. Здесь Смит подчеркивает, что поведение человека направляется «симпатией», т.е. умением поставить себя на место другого (в современной психологии это качество называется эмпатией) и желанием заслужить одобрение «беспристрастного наблюдателя»[117].Разгадка этого противоречия, на наш взгляд, состоит в том, что в первом случае речь идет об экономической 59 |
(традиционная) мотивация, реализуемая в экономической сфере с целью достижения редких, ограниченных (т.е. экономических) благ. Исходя из этого характерными чертами экономической мотивации являются: 1. Необходимость ресурсов (трудовых, предпринимательских, материальных, вещественных и др.). Экономическая мотивация предстает как результат количественного сопоставления хозяйствующим субъектом объема благ, необходимых для удовлетворения потребностей, с объемом затрат своих экономических ресурсов; 2. Ограниченность ресурсов и связанная с ней необходимость выбора. В реальности не существует субъекта, обладающего всеми видами ресурсов, а также такой их совокупности, которая могла бы обеспечить удовлетворение всех его потребностей. Поэтому ему всегда приходится делать выбор, на удовлетворение каких потребностей направить свою активность и имеющиеся ресурсы. 3. Возникающие в процессе мотивации отношения хозяйствующих субъектов принимают форму обмена ресурсами (благами). 4. Рациональность поведения. Это подразумевает формирование цели, направленные на ее достижение осознанные действия, когнитивные способности, поиск и использование для этого информации. Можно сказать, что выбор субъекта является рациональным в том смысле, что из известных вариантов выбирается тот, который, согласно его мнению или ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям, или что то же самое, максимизировать его целевую функцию. Такое понимание различия традиционного и экономического видов мотивации может, на наш взгляд, разрешить противоречие в описании человеческого поведения А. Смитом, на которое указывают многочисленные исследователи его творчества. Так в «Богатстве народов» Смит утверждает, что в основе человеческой мотивации лежит собственный интерес, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение» (160, с.253), поэтому «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» (160, с.28). Это, казалось бы, не согласуется с трактовкой мотивации в его первом большом произведении «Теории нравственных чувств» (161). Здесь Смит подчеркивает, что поведение человека направляется «симпатией», т.е. умением поставить себя на место другого (в современной психологии это качество называется эмпатией) и желанием заслужить одобрение «беспристрастного наблюдателя». Разгадка этого противоречия, на наш взгляд, состоит в том, что в первом случае речь идет об экономической мотивации, а во втором о традиционной. Дело в том, что в своей повседневной, неэкономической деятельности субъект может руководствоваться различного рода эмоциональными мотивами. Но как только объектом его интереса становятся экономические блага, он вынужден вступать в отношения обмена, обусловленные разделением труда, которые заставляют его взаимодействовать с людьми, к которым он не может испытывать симпатии. В этом случае он ведет себя рационально, т.е. то есть максимизирует данную целевую функцию при существующих ограничениях. С учетом этого тезиса модель механизма мотивации экономической деятельности будет выглядеть следующим образом (рис. 1.9). Рис. 1.9. Механизм мотивации экономической деятельности |