Проверяемый текст
Основы коррекционной педагогики : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Academia, 2002
[стр. 77]

общения подростков, его социально педагогическую значимость, а выявление общих тенденций в становлении и развитии семейного общения, его влиянии на формирование личности подростка позволило вычленить ряд особенностей, присущих семейному общению педагогически запущенных подростков.
Для него в большей или меньшей степени характерны отклонения как в содержании, так и в направленности.
Суть их заключается в том, что, во-первых, общение носит эпизодический, ограниченный характер, когда члены семьи не поддерживают постоянных связей, общаются изредка, избегают друг друга в
общении.
Во-вторых, общение носит односторонний, однобокий характер, посвящено чаще всего вопросам материально-бытового характера, а социальные, нравственные вопросы, проблемы культурных ценностей не входят в круг общения.
В-третьих, эмоциональных компонентов общения, как правило, не
достаёт, духовная близость, душевная теплота, любовь лишь иногда служит фоном общения, эмоциональные связи непрочны, неустойчивы, конфликтны.
Понятно, что неблагополучие
семейного общения сказывается на формировании личности подростка, на его опыте общения, поведения и взаимоотношений в классном коллективе, со сверстниками и взрослыми.
Несмотря на общую кажущуюся схожесть проблем в семьях педагогически запущенных подростков, всё же формы проявления неблагополучия в этих семьях существенно разнятся.
Эту разницу пытаются выделить многие исследователи.
Процесс формирования ценностных ориентаций в этом возрасте не завершается.
Речь идет лишь о потенциальной сформированное™ и некоторой неполноте ценностных ориентаций подростков, об отсутствии у них до конца сформированных ориентационных ценностных структур сознания, в большинстве случаев у них нет ясного понятия общезначимых ценностей, а есть лишь понимание ценности для себя.
Система нравственных ориентаций включает в себя ориентации на: коллективизм-индивидуализм, труд, семью, самореализацию, свободу, любовь, гуманизм.
[стр. 44]

человеческих отношений и культуру общения, они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки.
Взаимоотношения родителей и отношения с детьми влияют на характер и содержание общения, в то же время общение корректирует отношения, развивает и обогащает их.
Характер семейного общения и стиль отношений, как правило, проявляются во взаимодействии членов семьи.
Если отношения между членами семьи эмоционально положительны, то семейное общение конструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если же отношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общение принимает негативный оттенок.
Вместе с тем в общении, в его коммуникативной плоскости заложен довольно большой воспитательный потенциал, который может сыграть важную роль в изменении как характера внутрисемейных отношений, так и стиля взаимодействия в семье, потому что оно направлено не только на эмоции (что характерно для отношений), но и на сознание людей, на оценку их поступков и поведения.
В психолого-педагогической литературе существует ряд подходов к анализу взаимоотношений родителей.
Одни исследователи выделяют бесконфликтные и конфликтные отношения родителей в семье, другие согласованные и несогласованные, но суть этих отношений сводится в конечном итоге к тому, какое воздействие они оказывают на формирование личности ребенка, как сказываются на системе его отношений с людьми и общении с ними.
Выделяется несколько видов неправильного воспитания, которые складываются в ходе педагогически неверных взаимоотношений между родителями и детьми.
Так, гипопротекция проявляется в недостатке внимания к детям со стороны родителей.
Крайняя форма гипопротекции полная безнадзорность детей.
Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля родителей за детьми, равнодушия к их интересам, потребностям.
Ребенок живет своей жизнью, до которой никому нет дела.
Доминирующая гиперпротекция проступает в мелочной опеке, контроле за каждым шагом ребенка, постыдной слежке за его действиями и поступками, создании целой системы запретов, что ведет, особенно в подростковом возрасте, к протесту, желанию скрыться от родительского контроля.
Потворствующая гиперпротекция сводится к вседозволенности, стремлению освободить ребенка от обязанностей, постоянному восхищению его мнимыми талантами и способностями, что ведет к конфликту с окружающими.
Эмоциональное отвержение воспитание по типу Золушки создает ощущение или ситуацию нежелательности ребенка в семье.
Противоречивое воспитание возникает, когда один родитель строит свои отношения в семье по принципу потворствующей протекции, а другой по типу эмоционального отвержения.
Эти и другие типы взаимоотношений между родителями и детьми приводят к конфликтной ситуации во внутрисемейных отношениях или за пределами семьи между подростками и сверстниками, другими взрослыми, что на фоне особенностей подросткового возраста или акцентуации характера приводит к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних.
Конфликтные отношения в семье между супругами могут возникнуть также и в том случае, когда у супругов имеются разные представления о своих обязанностях друг перед другом, несходство в ожиданиях, которые складывались до брака; они совершают ряд действий, не совпадающих с принятыми для себя правилами поведения.
Отрицательные отношения между родителями также могут возникнуть в ситуации неадекватного подхода к решению некоторых экономических и бытовых вопросов, могут быть обусловлены несогласованностью в выборе методов воспитания детей, разным уровнем общего и педагогического образования и т.
д.
Как правило, в этом случае неустроенность отношений между родителями ведет к утрате гармоничности и эмоциональной полноценности общения с детьми.
Грубость, равнодушие, недоверие, неискренность, неуважение друг к другу, пошлость и цинизм в отношениях родителей воспринимаются и закрепляются ребенком в его собственном опыте и могут «копироваться» во взаимоотношениях с другими людьми.
В условиях неблагополучной семьи супруги заняты, как правило, выяснением своих взаимоотношений в результате ослабляется вниманием к детям, к их поведению, к организации учебного труда, к их интересам и склонностям, к их свободному времени, к кругу их друзей и сверстников.
Оценивая атмосферу семейных отношений и семейного общения, 25% подростков с девиациями отметили, что она действует на них угнетающе, 55% равнодушны к тому, что происходит в семье, дома, и только для 20% подростков семейное общение является ободряющим (соответственно в контрольной группе 5,5, 27,7 и 66,3%), что сказывается на силе эмоциональных связей, уровне доверительности между родителями и детьми.
Своими радостями, горестями и переживаниями в семье с родителями делятся 25% педагогически запущенных подростков (в контрольной группе 61%).
Результаты проведенных исследований показали важность и сложность семейного общения подростков, его социально-педагогическую значимость, а выявление общих тенденций в становлении и развитии семейного общения, его влиянии на формирование личности подростка позволило вычленить ряд особенностей, присущих семейному общению педагогически запущенных подростков.
Для него в большей или меньшей степени характерны отклонения как в содержании, так и в направленности.
Суть их заключается в том, что, во-первых, общение носит эпизодический, ограниченный характер, когда члены семьи не поддерживают постоянных связей, общаются изредка, избегают друг друга.
Вовторых,
общение носит односторонний, однобокий характер, посвящено чаще всего вопросам материально-бытового характера, а социальные, нравственные вопросы, проблемы культурных ценностей не входят в круг общения.
В-третьих, эмоциональных компонентов общения, как правило, не
хватает, духовная близость, душевная теплота, любовь лишь иногда служат фоном общения, эмоциональные связи непрочны, неустойчивы, конфликтны.
Понятно, что неблагополучие
в семейном общении сказывается на формировании личности подростка, на его опыте общения, поведения и взаимоотношений в коллективе, со сверстниками и взрослыми.
Поэтому, говоря о педагогической состоятельности или несостоятельности семьи, т.
е.
результативности и убедительности ее воздействия на ребенка, мы имеем в виду не только нравственный микроклимат семьи, который играет довольно существенную роль в становлении личности подростка, в определении стиля отношений и характера общения со сверстниками и взрослыми, но и характер их отношения к выполнению норм и требований общества по воспитанию детей.
Исходя из этого, мы условно выделили собственно «педагогически несостоятельный», «педагогически пассивный» и «антипедагогический» типы семей.
Первый тип семей, педагогически несостоятельные (48% исследуемых нами семей), характеризуется тем, что родители проявляют определенную активность в воспитании, детей, но делают это неумело.
Их воспитательные воздействия на подростков непоследовательны и неосновательны.
Они обычно испытывают затруднения в выборе методов воспитания, опираясь чаще всего на свой предшествующий опыт воспитания в семье, воссоздавая обстановку, в которой когда-то воспитывались сами: обстановку авторитаризма, ограничений, нарушение которой строго каралось (угрозы, побои), или обстановку вседозволенности, потакания прихотям ребенка.
Внутрисемейное общение носит ограниченный, поверхностный характер, общественно нейтрально.
Общеобразовательный и нравственно-культурный уровень такой семьи невысокий.
Примером такого типа семьи может служить семья подростка Ивана В.
(14 лет, VIII класс), которая состоит из четырех человек.
Отец — грузчик в овощном магазине, мать работает сторожем в детском садике.
Сестра младше Ивана, ходит в 1 класс.
Отец немногословен, сдержан, любит «покой и порядок» в семье, нетерпим к детским шалостям в доме.
В общении с сыном строг, иногда даже неоправданно жесток, особенно когда приходит с работы «не в духе» или «навеселе».
Воспитанием детей занимается мать, отец же делает это эпизодически, если сын принес плохую оценку из школы или на него пожаловался кто-либо из учителей.
Мать Ивана — женщина тихая, робкая, во всем полагающаяся на мужа.
Считает, что за ним должно быть первенство в семье, так как он намного старше ее по возрасту.
Он имеет среднее образование, она — незаконченное среднее.
В семье главное внимание уделяется материальному достатку, интерес к духовным запросам почти не прослеживается.
Главный источник информации, который связывает с внешним миром, — телевизор.
Домашняя библиотека состоит из учебной литературы детей.
Выходные дни отец проводит с друзьями за игрой в карты или домино, мать — в хлопотах по дому.
С сыном общаются мало, считают, что он вырос и должен сам организовать свой досуг.
Второй тип семей педагогически пассивные (34% семей), их педагогическая несостоятельность заключается в том, что родители не проявляют необходимой социальной активности.
Они в силу объективных причин (длительная болезнь, частое отсутствие, большая занятость) или причин субъективного характера (отсутствие единой точки зрения на проблемы семьи, разлад между родителями, частые ссоры и конфликты) не могут должным образом обеспечить правильное воспитание.
В таких семьях взаимоотношения между родителями напряжены, конфликтны, проявляются во взаимном равнодушии или неприязни.
Семейное общение носит эпизодический, деструктивный характер, содержание его хотя и не асоциально, но почти не несет в себе социально значимой информации.
Выясняя свои отношения, родители меньше уделяют внимания детям, теряя над ними контроль как в семье, так и вне ее.
Пример такого типа семьи — семья Сережи Р.
(15 лет, IX класс), состоящая из четырех человек (мать, отец, сын, бабушка).
Отец Сергея, в недавнем прошлом высококвалифицированный рабочий, на почве пьянства опустился, стал устраивать дома скандалы, избивал жену, был судим, уходил из семьи, вернулся назад, в отношениях почти ничего не изменилось.
Мать имеет среднее специальное образование, работает поваром.
Ранее добрая, отзывчивая, она в силу конфликтных отношений в семье стала нервной, раздражительной, вспыльчивой.
Конфликт в семье возник из-за отрицательного отношения свекрови к невестке, обострился после участившихся пьянок и скандалов отца Сергея.
Сергей не только видел эти скандалы, но и постепенно оказался в роли «арбитра» между родителями и бабушкой, которая пыталась перетянуть его на свою сторону.
Частые ссоры, нецензурная брань в доме, занятость родителей выяснением своих отношений привели к разладу в семье, к безнадзорности сына.
Сергей стал курить, употреблять спиртные напитки, уходить из дома, стремился найти друзей среди старших ребят.
В его речи появились жаргонные слова, нецензурная брань, циничные выражения.
Он стал вспыльчив, груб со старшими и учителями, со своими товарищами в классе.
Очень трудно ладит со сверстниками, плохо учится.
Третий тип семей антипедагогические (18% семей), которые своим поведением, отношением к общественным нормам формируют отрицательные взгляды и наклонности у детей.
В таких семьях складывается потребительская психология, неуважительное, а иногда просто пренебрежительное отношение к общественным нормам и ценностям, к людям и их делам.
Родители своим поведением (накопительство, стяжательство, иногда пьянство, разврат) создают в семье антипедагогическую обстановку.
Семейное общение чаще всего носит однобокий, односторонний характер, меркантильно, имеет асоциальную направленность.
Такие родители самоуверенны; пытаясь оправдывать отклоняющееся поведение своих детей, они противопоставляют требования семьи требованиям школы, проявляют мнимую осведомленность о характере внесемейного общения своих детей.
Примером такого типа семьи может служить семья Юры Ж.
(16 лет, IX класс).
Мать работает старшим продавцом в магазине, отец — водитель междугородных перевозок.
Семья внешне благополучная, имеющая высокий материальный достаток.
В доме царит культ вещей.
Юра ни в чем не имеет отказа, родители удовлетворяют все его желания.
Мальчик учится плохо, но родители считают, что в школе его недооценивают.
Отношения в семье холодные, индивидуалистические, каждый живет сам по себе, имеет свой круг друзей и знакомых (как каждый из родителей, так и сын), причем «дружеские» связи определяются необходимостью этого человека для улучшения своего благополучия.
Родителей сближает лишь стремление к наживе, к обогащению, что является стержнем семейного общения.
Выходцы из простых рабочих семей, они с презрением относятся к людям труда, пренебрежительно отзываются о людях честных и принципиальных.
Итак, манера и характер отношений и семейного общения, независимо от желания и воли ребенка, становятся той базой, на основе которой строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Роль стихийно-группового общения в формировании личности подростков Процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков с отклоняющимся поведением происходит через неформальную группу.
Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают их искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, во внешкольной среде, в сфере стихийно-группового общения.
Стихийно-групповое общение важный фактор социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения.
Стихийно-групповое общение ведет к усилению отклоняющегося поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если она просоциальная, положительно ориентированная, возникла на основе совместных коллективных интересов (к музыке, спорту, конструированию и др.), то процесс формирования личности несовершеннолетнего получает положительный заряд, компенсирует личностные деформации положительным видом деятельности, конструктивным содержанием общения.
Если групповое общение носит асоциальное или общественно нейтральное содержание, то многое будет зависеть от личности лидера группы, от структуры группового общения, от социальной ситуации, складывающейся вокруг данной группы.
Если же групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то, естественно, и характер отклоняющегося поведения подростка будет углубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.
Анализируя проблему общения педагогически запущенных подростков в группе, многие исследователи отмечают ее противоречивость.
С одной стороны, в разновозрастных группах содержание общения и взаимная информация богаче, разнообразнее, чем в однородных группах, и оценивается подростками как эмоционально привлекательное, а с другой стороны, групповое общение педагогически запущенных подростков характеризуется бедностью содержания и ущербным характером, в нем происходит обмен информацией, содержащей ложные представления о жизни, снисходительные оценки девиантного поведения и вредных привычек.
Вместе с тем трудно понять многие аспекты стихийно-группового общения, не исследуя их во взаимосвязи с общением подростков в официальных группах, как нельзя постигнуть особенности межличностных отношений детей в классных группах, изучая их изолированно от уличных связей, сложно также оценить картину сложившихся межличностных взаимоотношений во внешкольном общении, не принимая во внимание особенности семейного общения педагогически запущенных подростков.
По изучению групп и группового общения подростков проведены многочисленные исследования (И.
П.
Башкатов, А.Д.Го-неев, Е.
М.
Данилин, И.
С.
Полонский, А.
Е.
Тарас), в ходе

[Back]