Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 102]

102 исключительной роли художника, которая была так близка В.В.
Кандинскому.

Одной из важных проблем, оказавшихся в центре внимания В.В.
Кандинского, была проблема пространства.
Поиски новой формулы пространства, ее художественное претворение во многом определили авангардное искусство в целом и оказались не менее важными, чем освоение формулы движения, чем завоевание времени в изобразительном искусстве.
Утверждение единства при сохранении пространственных движений, интерес к темному контуру, к черной обводке силуэтов предметов и фигур, открывавший Ф широкие возможности для передачи динамики предмета и направленные для нейтрализации разных пространственных сфер и приведения их к единству — вот некоторые приемы обращения художника с пространством.
Кроме того, интересен прием, с помощью которого он достигает пространственного единства, сохраняя при этом чувство его космической беспредметности.
В начале XX века в творчестве В.В.
Кандинского возникает специальная Ф тема сопоставления большого и малого, микрои макрокосмоса.
В.И.
Вернадский неоднократно писал о сходстве планетарной системы со строением атома, об одних и тех же законах, господствующих как в великих небесных светилах и в молекулах и атомах.
Это единство прекрасно Ф чувствовал художник.
Данная тематика подобия большого и малого разворачивается в начале
20-х годов XX века прежде всего в серии гравюр «Малые миры» и в последующее время будет постоянно сопровождать творчество художника.
Как
атом уподоблен Вселенной, так и любая гравюра из серии «Малых миров» является своеобразной проекцией его «Композиции VII» в сторону «отрицательной бесконечности».
Художественное сопоставление атома и Вселенной в представлении художника оттеняло грандиозность замысла Творца.
Упрощая суть дела, можно представить себе такую картину взаимоотношения художника и мира.
Мир разросся до небывалых размеров,
4 раздавшись вширь и одновременно уйдя вглубь.
Пребывая в нем, человеку трудно не поддаться чувству нестабильности, «бездомности»
(А.А.
Блок).
Но
[стр. 102]

102 совершается здесь, и притом совершается посредством нас самих, то она является задачей для человечества, и исполнение ее есть искусство»1.
Из этих слов непосредственно вытекает мысль об исключительной роли художника, которая была так близка В.В.Кандинскому.
Что касается вопроса, касающегося знакомства художника с идеями Н.Ф.Федорова, то он не может получить положительного ответа.
Разумеется, с «Философией общего дела» он мог быть знаком.
Но он нигде не упоминает этой книги.
Имеет значение не прямое влияние его философии на художника, а общая атмосфера мыслей и исканий людей того времени.
Кроме этого надо иметь в виду влияние той мировой интеллектуальнои и духовной среды, которая рождала чувство причастности отдельного человека к космической беспредельности.
Это обстоятельство позволяет нам не концентрировать внимание на точном времени того или иного научного открытия, могущего быть сопоставленным с художественными открытиями Кандинского.
Искусство, свободное от необходимости поиска конкретных доказательств истины, в своих предвидениях чаще всего предшествует близким по смыслу научным изысканиям.
¥ Идеи В.И.Вернадского о сопоставлении микрои макрокосмоса своеобразным образом проявляются у художника.
В 1910-е годы в творчестве Кандинского возникает специальная тема сопоставления большого и малого о сходстве планетарной системы со строением атома, об одних и тех же законах, господствующих как в великих небесных светилах, так и в молекулах и атомах.
Тема подобия большого и малого зародилась в больших композициях, где глобальность пространства оттенялась присутствием малых миров, тоже устремленных в бесконечность, но не к бесконечно большому, а к бесконечно малому.
Данная тематика подобия большого и малого разворачивается в начале
1920-х годов прежде всего в серии гравюр «Малые миры» (прилож.
2) и в последующее время будет постоянно сопровождать творчество художника.
Как
1Соловьев В.С.
Сочинения: В 2 т.
Т.1.-М ., 1988.
С.
745.


[стр.,103]

103 атом уподоблен Вселенной, так и любая гравюра из серии «Малых миров» является своеобразной проекцией «КомпозицииУП» в сторону «отрицательной бесконечности».
Упрощая суть дела, можно представить себе такую картину взаимоотношения художника и мира.
Мир разросся до небывалых размеров,
раздавшись вширь и одновременно уйдя вглубь.
Пребывая в нем, человеку трудно не поддаться чувству нестабильности, «бездомности»
(А.Блок).
Но художник ищет способы его преодоления.
К.Малевич отметал конфликты новых взаимоотношений человека и мира и волевым усилием утверждал новый статус творца, пре мир.
ский искал позицию уравновешенную, взирая с вершины своего «духовного треугольника» и вширь, и вглубь.
Взгляд из центра на дальние и ближние точки Вселенной словно переносился Кандинским на собственное творчество.
Накопление визуального, образного, мыслительного и духовного опыта последовательно образует некие ступени, по которым происходит восхождение.
Не зря этим словом «ступени» назвал Кандинский автобиографический очерк.
На каждой из них ху дожник мог оглянуться, подвести итоги, наметить дальнейший путь.
Рост творческого дерева шел из одного корня, он нигде не нарушался волевым усилием, хотя и знал скачки вперед.
Повинуясь интуиции, художник терпеливо ждал появления образов и форм.
Эту интуицию сопровождал точный расчет, который подобен открытому философией XX века новому рационализму.
Кандинский дает пример такого «нового рационализма».
Ступень за ступенью выкладывает его творческий опыт слагаемые метода.
Своеобразным введением в этот процесс были натурные пейзажи, предопределившие природную основу последующих исканий.
В дальнейшем изображение зримого превратилось в его преображение: но происходило оно на основе тех законов, которые были познаны в процессе прямого общения с натурой.
На следующем этапе художник вновь обобщил накопленное, превратив поле опыта в плацдарм для нового прыжка уже в беспредметность.
Это был путь в «художест

[Back]