Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 114]

114 теориям Н.Ф.
Федорова, но они до странности не находили себе полноценного художественного претворения в творчестве художника, внося в него лишь тягостные мотивы «мертвой жизни».
Модель мира у П.Н.
Филонова отмечена чертами синкретизма, в котором обнаруживается разновременность влияний, отчетливая гетерохрония: ультрасовременное может уживаться с архаическим, элементы научного виденья чередуются с мифопоэтическими реминисценциями.
Л Я мифопоэтического сознания характерен гилозоизм: виденье всех реалий мира как живых, одушевленных.
В этом своем аспекте и обнаруживаются связи с космосом К.Э.
Циолковского, где атомы наделены не только психической чувствительностью, но и весьма сложной способностью ощущать счастье.
Мир мыслителя не знает упадка и деградации это принципиально антиэнтропийный, растущий и развивающийся мир.
Он парадоксально сочетает в себе качества органичности и бесконечности.
В нем заложено стремление к совершенству, и это стремление реализуется
путем утончения материи: она становится все более разреженной, просвечивающей, лученосной.
Материя на полотнах
П.Н.
Филонова утратила важнейшие качества вещества непроницаемость и плотность: ей отныне присуща сквозистость и глубина.

И П.Н.
Филонова, и К.Э.
Циолковского интересует будущее мира: «Ввод в мировой расцвет» художника имеет свои параллели в футурологических работах ученого.
Материя на картинах мастера предстает в каких-то новых, доселе небывалых формах, и для восприятия красоты этой материи недостаточно обычного зрения: наш глаз должен стать «знающим», дабы прозреть скрытое, глубинное Основные моменты мировоззренческого и художественного «самоопределения»
П.Н.
Филонова как создателя системы аналитического искусства были заявлены в работе 1910 года «Головы».
Интересен подбор «голов», из которых образована колыбель
оудущего человечества и
[стр. 120]

120 П.Филонова, художник-аналитик должен выявить «закон органического развития формы», который он противопоставляет «канону», как субъективному представлению о конструкции формы, и который он заимствует у природы (подражать не ее видимым формам, но методам ее органического роста).
Совершенное же владение живописной техникой (сделанность) позволяет художнику создать некую автономную картину, «сделанную» настолько органично, что она обладает потенциалом саморазвития как бы без участия в этом процессе художника (растет и развивается как все живое в природе).
Собственно, в этом и заключается «аналитический метод» делания картин или любых других вещей.
Филонов верил, что созданное по этому методу искусство это новое, эволюционно-революционное пролетарское искусство, искусство будущего, которое приведет к «Мировому Расцвету» высшей стадии социализма.
В творчестве П.Филонова всеединство мироздания утверждается через единство человека и природы как единого организма.
Художник видит мир в непрерывной эволюции, в постоянном движении.
Материя предстает в его полотнах в непрерывном становлении и взаимосвязи, вх г л X Л ? процессе органического роста независимо развивающихся и размножающихся форм; все явления земли едины с пространством универсума.
Это видение мира отразилось в динамическом взаимопроникновении предмета и фона, увлечением множества точек зрения и сферической ‘ перспективой.
Художественная «атомистика» Филонова уникальна.
«Атомы» Филонова естественно ассоциируются с анаксагоровскими геометриями «семенами вещей».
Имеют они о определенное сходство с монадами Лейбница и с бессмертными «психическими атомами» К.Э.Циолковского.
Мир К.Э.Циолковского не знает упадка и деградации, это принципиально антиэнтролийный, растущий и развивающийся мир.
Он парадоксально сочетает в себе качества органичности и бесконечности.
В нем заложено стремление к совершенству, и это стремление реализует


[стр.,121]

121 ся путем утончения материи: она становится все более разреженной, просвечивающей, лученосной.
Материя на полотнах
Филонова утратила важнейшие качества вещества —непроницаемость и плотность: ей отныне присуща сквозистость и глубина.
Среди общих для этих моделей признаков необходимо отметить наличие в них утопического элемента.
И Филонова, и Циолковского интересует будущее мира: «Ввод в мировый расцвет» художника имеет свои параллели в футурологических работах ученого.
Прогресс человечества Циолковский связывает с качественными изменениями как в физической структуре космоса, так и в структуре психического восприятия: утончению материи соответствует более тонкая сенсорика.
В творчестве П.Филонова есть определенные параллели к такой точке зрения.
Материя на картинах мастера предстает в каких-то новых, доселе небывалых формах, и для восприятия красоты этой материи недостаточно обычного зрения: наш глаз должен стать «знающим», дабы прозреть скрытое, глубинное.
Основные моменты мировоззренческого и художественного «самоопределения»
П.Филонова как создателя системы аналитического искусства были заявлены в работе 1910 года «Головы» (прилож.
10).
Интересен подбор «голов», из которых образована колыбель
будущего человечества и мировоззрения художника.
Согласно интерпретации исследователя Г.И.Маркиной, участницы конференции «Космизм и новое мышление на Западе и Востоке» среди них: Н.В.Гоголь, Ф.К.Сологуб, Е.Гуро, Н.Ф.Федоров, А.М.Горький, Л.Н.Толстой, А.А.Блок, В.В.Хлебников.
Идеи В.С.Соловьева представлены здесь «в снятом виде» через А.АБлока, почитавшего и знавшего многие труды философа.
Тематически «Головы» Филонова сравнительно легко прочитываются именно с помощью блоковско-бугаевских формул-ключей типа: «Дитя Гоголя», «Русский Апокалипсис» и других.
Себя Филонов живописует, возможно, в момент посвящения в «рыцари свободы», но над всеми изображенными лицами и Ликами.
Тем самым он как бы «полифонирует» и полемизирует с собеседниками «Го

[Back]