Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 115]

115 1мировоззрения художника.
Органический космос П.Н.
Филонова интересно противопоставить механическому космосу конструктивистов.
Художник ассоциирует с машиной начало разъединяющее, умерщвляющее и в этом смысле враждебное всему природному, органическому.
Конфликт природы и техники, ставший очевидным лишь в последние десятилетия, был интуитивно предугадан художником.
Антитеза организма и механизма воспринималась им как антитеза жизни и смерти.
Эстетику органического он предпочел эстетике механического, и это был для него выбор в пользу жизнетворческого
антиэнтропийного начала.2В художественных произведениях начал XX века он продолжает использовать мифологическую, религиозную и спиритуалистическую символику далеко не в мистических целях, а как основу «вселенского» и понятного всем языка образов.
Мечта о новом «солнце философов», освещающем путь к подлинной свободе в творчестве и жизни, высказана им в «Пире королей» (1912).

В одноименной картине 1913 года (программном произведении П.Н.
Филонова, репродуцированном на обложке первого теоретического манифеста «Сделанные картины»), это солнце, как «эликсир победы над смертью», сияет
многоцветными каплями, налитыми в «звездные чаши первопроходцев русского авангарда.
Универсум
художника также окрашен эсхатологическими настроениями, он увлечен гротеском, обращением к темным силам мира.
Ощущение конца, разрушения ощутимо в ранних работах
художника, особенно во «Всадниках», прямо выражающих апокалиптический мотив, и в «Пире королей», о которых Н.
Кузмин писал: «Страдальчески перекошенные лица и фигуры людей с ободранной кожей,
зпохожей на анатомические препараты, они вызывали содрогание».
Полотна П.Н.
Филонова создают ощущение бесконечности, но эта бесконечность не пустого, а предельно наполненного и сложно 1Маркина Г.И.
Русский космизм и идеология “Мировой расцвет” П.Н.
Филонова // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы конференции / Под ред.
О.Я.
Гелих.
СПб, 1999.
С.
308.
2Там же.
Цит.
по: Мислер Н., Боулт Дж.
Э.
Филонов.
Аналитическое искусство.
М., 1990.
С.
81.
[стр. 122]

122 лов».
По мнению автора Г.И.Маркиной художник выбирает свой путь, вектор которого последовательно проходит по диагонали «сверху-вниз» и «справа-налево» через не то Всевышнего, не то Великого Мыслителя, Н.Ф.Федорова, «Колыбельного» младенца и В.В.Хлебникова.
Траектория движения к «дальнему миру» отражает стремление Филонова к новому знанию, которое, не теряя духовно-нравственно-вселенскои наполненности, должно обрести земной статус1.
Вскоре антропокосмическая позиция Филонова приобретает более явные черты «органического» мировоззрения.
Ее «философским камнем» становится «призма жизни».
Органический космос Филонова интересно противопоставить механическому космосу конструктивистов.
Художник ассоциирует с машиной начало разъединяющее, умерщвляющее и в этом смысле враждебное всему природному, органическому.
Конфликт природы и техники, ставший очевидным лишь в последние десятилетия, был интуитивно предугадан художником.
Антитеза организма и механизма воспринималась им как антитеза жизни и смерти.
Эстетику органического он предпочел эстетике механического, и это был для него выбор в пользу жизнетворческого
антиэнтропииного начала.
В художественных произведениях первой половины 10-х годов он продолжает использовать мифологическую, религиозную и спиритуалистическую символику далеко не в мистических целях, а как основу «вселенского» и понятного всем языка образов.
Мечта о новом «солнце философов», освещающем путь к подлинной свободе в творчестве и жизни, высказана им в «Пире королей» (1912,
прилож.
11) В одноименной картине 1913 года (программном произведении П.Н.Филонова, репродуцированном на обложке первого теоретического манифеста «Сделанные картины»), это солнце, как «эликсир победы над смертью», сияет мно1МаркинаГ.Ж Русский космизм и вдеология «Мировой расцвет» II.11Филонова // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке.
СПб, 1999.
С.
307.


[стр.,123]

123 гоцветными каплями, налитыми в «звездные чаши первопроходцев русского авангарда.
Универсум
Филонова также окрашен эсхатологическими настроениями.
Он увлечен гротеском, обращением к темным силам мира.
Ощущение конца, разрушения ощутимо в ранних работах
Филонова, особенно во «Всадниках», прямо выражающих апокалиптический мотив, и в «Пире королей», о которых Н.Кузмин писал: «Страдальчески перекошенные лица и фигуры людей с ободранной кожей, похожей на анатомические препараты, они вызывали содрогание»1.
Разрыв с природой, который отвергал Филонов мстит за себя духовным одичанием человека.
Поэт В.Хлебников писал: «Человек отнял поверхность земного шара у мудрой общины зверей и растений и стал одинок...
Изгнанные из туловищ души зверей бросились в него и населили своим законом его степи.
Построили в сердце звериные города»2.
Вот эти «души зверей» вселившись в человека, составляют суть антиурбанистических картин и рисунков Филонова.
«Пир королей» это квинтэссенция «звериных городов», построенных в душах людей.
Но тем не менее, даже в «Пире королей», где художник изображает царство мертвых, все же первенствует зиждительное начало, лоно земли здесь представлено двупланово: обитель теней одновременно является колыбелью новых жизней.
Кости прорастают травами, распад является лишь краткой фазой в поступательном движении жизни, в ее вселенской экспансии.
Традиционно земное и космическое противопоставляется друг другу, но у Филонова они завязаны в один узел: земное, земляное у него пронизано космическими токами.
Сила плодородия космична в своей основе.
Этим ощущением космизма земного П.Филонов очень близок Н.А.Заболоцкому, его ранней поэме «Торжество земледелия», где аграрная деятельность человека осмысливается в широком космическом аспекте.
1ШИислер, ДжВоулт.
Филонов.
Аналитическое искусство.
М., 1990.
С.
81.

2В.Хлебюисов.
Утес из будущего // В.Хлебников: Стихотворения.
Поэмы.
Драма.
Проза.
—М., 1986.
—С.
234

[Back]