Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 116]

116 дифференцированного пространства.
Как и в космологических построениях * Платона, у художника большое значение имеет образ конечной сферы, объемлющей тело космоса-организма.
Художественная манера П.Н.
Филонова с 1910 года эволюционировала и приобрела вид конструктивной предметности, которая парадоксально сочеталась со стихией «атомизма», укладываемая на плоскость картины по воле автора, фиксирующего точеными касаниями кисти импульсы своего сознательного и бессознательного.
В результате рождались экспрессивные образы «движущейся Вселенной».

А С 1913 года он начинает использовать терминологическое словосочетание «Мировой расцвет», которым он обозначает свое * мировоззрение, художественный метод.
В его творчестве нарастает волна «отвлеченно-универсальных» произведений-формул о космосе, весне, мировом расцвете, революции и т.д.

Сквозь призму филоновского «Мирового расцвета», просматриваются контуры его представлений о задачах «философского дела» в современном мире.
Параллельно, и вместе с «революционирующимися» искусством и наукой, постоянно обновляющейся, антропокосмоцентричной должна стать и философия, чтобы вовремя представлять адекватные научным данным целостно-ценностные картины мира и поддерживать в «рабочем состоянии» научную философию творчества.

В целом, его идеология, проникнутая пафосом абсолютной свободы мирного сотворчества, стала своеобразным развитием идеи «соборного индивидуализма» или «единения во всей роскоши индивидуального многообразия».

Ярким примером проникновения идей космизма в искусство является творчество художников группы «Маковец», и в первую очередь Василия Николаевича Чекрыгина (1897-1922).
Грандиозные замыслы * В.Н.
Чекрыгина остались неосуществленными, они угадывались в циклах его рисунков, прообразов того вселенского здания искусства, которое художник не успел, да и не мог возвести.
Это заставляет не только высоко оценить все содеянное им, но и рассматривать его наследие в плане художественных идей.
Тем больший интерес представляет его литературное наследие, состоящее из
[стр. 124]

124 Художественная манера Филонова с 1910-х годов эволюционировала и приобрела вид конструктивной предметности, которая парадоксально сочеталась со стихиен «атомизма», укладываемая на плоскость картины по воле автора, фиксирующего точеными касаниями кисти импульсы своего сознательного и бессознательного.
В результате рождались экспрессивные образы «движущейся Вселенной».

С 1913 года Филонов начинает использовать терминологическое словосочетание «Мировый расцвет», которым он обозначает свое мировоззрение, художественный метод.
В его творчестве нарастает волна «отвлеченно-универсальных» произведений-формул о космосе, весне, мировом расцвете, революции и т.д.

Наиболее полно принципы «аналитического искусства» и пафос оптимистического восприятия революции выражены в работах 20-х годов, особенно в картинах, названных самим художником «формулами» («Формула космоса», «Формула вселенной», «Формула весны» (прилож.
14), «Формула мирового расцвета»).
Эти картины более мажорны и пестры по цветовой гамме и представляют собой как бы некие лоскутные ковры, составленные из сотен и тысяч, как правило, абстрактных цветоформных элементов, объемного (как у футуристов) или плоскостного типа.
В других картинах этого периода нередко сквозь космос динамических или статических абстрактных форм проступают вдруг или вписываются в них некие конкретные частично экспрессивно деформированные, иногда же чисто натуралистические предметы чаще всего головы и фигуры людей и животных.
Сквозь призму филоновского «Мирового расцвета», просматриваются контуры его представлений о задачах «философского дела» в современном мире.
Параллельно, и вместе с «революционирующимися» искусством и наукой, постоянно обновляющейся, антропокосмоцентричной должна стать и философия, чтобы вовремя представлять адекватные научным данным целостно-ценностные картины мира и поддерживать в «рабочем состоянии» научную философию творчества.


[стр.,125]

125 В целом, его идеология, проникнутая пафосом абсолютной свободы мирного сотворчества, стала своеобразным развитием идеи «соборного индивидуализма» или «единения во всей роскоши индивидуального многообразия».
Познавать мир можно стремясь упростить его, редуцировать до исходных схем и архетипов, как это сделал ЬСМалевич.
Есть, однако, и другой альтернативный путь: как прозрение сложного, неисчерпаемого во внешне простом.
На этом пути мир последовательно усложняется, по своей сложности он может показаться сравнимым с организмом.
Это путь системного познания бытия.
Наука уже давно осознала преимущества этого пути.
Среди представителей системного мышления, мы видим В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского ученых, создавших свой образ космоса как системного целого.
§ 5.
«Космический утопизм» и художественный авангард советской эпохи В 1920-е годы была предложена и иная модель взаимоотношений искусства и жизни, наметилась действительная альтернатива философии и практике русского авангарда.
Тенденция, которая имеется в виду, персонифицирована прежде всего личностью и творчеством В.Н.Чекрыгина и деятельностью вдохновленного его идеями общества «Маковец», основанного в 1923 году в Москве.
Из многообразного наследия членов «Маковца» наиболее близкими идеям философии космизма, а в частности идеям Н.Ф.Федорова являются работы художника В.Н.Чекрыгина, который мечтал сделать нечто подобное тому, что задумал в своих библейских эскизах А.А.Иванов украсить храм фресками на темы воскрешающего и заселяющего космическое пространство человечества.
Несмотря на то, что художник трагически погиб, когда ему было всего 25 лет, он оставил необычайно большое наследие: около 1300 работ, по преимуществу графических.
Наибольшая их часть графический цикл «Воскрешение», «Переселение людей в космос» мыслилась им

[Back]