12 западноевропейского гуманизма, выступившего на защиту человека, но связывавшего его величие с правом неограниченной эксплуатации природы. Русский космизм, являясь неотъемлемой частью мирового космизма, обладает своими специфическими чертами. Оригинальные философские идеи космизма: соборность, всечеловечество, выдвинутые русской интеллектуальнотворческой элитой, базируются на многовековых духовных структурах народного сознания. В сущности, самобытность философии русского космизма это ни что иное, как космическое миросозерцание, оплодотворенное русской идеей. В основе подобного миросозерцания, таким образом, лежит понимание естественного всеединства человека, человечества и Вселенной в нравственном отношении к акту творения. Идея всеединства позволяет рассматривать мир и лежащие в его основе закономерности как единое целое. Такой подход реализуется в самых различных отраслях знания и культуры, во многих сферах духовно философии, науке и художественном творчестве. Русский космизм как научный, философский, религиозный и культурный феномены в своих основных чертах сложился во второй половине XIX века. Сам термин «космизм», появившийся гораздо позже: в 20-х годах XX века использовался для обозначения направления анархизма-универсализма, призывавшего к планетарной общности людей, и занимавшегося проблемами бессмертия и поисками методов продления жизни. В литературе термин «космизм» закрепился только в 60-е годы прошлого столетия, что было связано со значительным прорывом в освоении космоса При всей самобытности русского космизма было бы неправомерным считать его чем-то изолированным, локальным, оторванным от европейской и мировой философской мысли. Среди истоков этого учения можно обнаружить как западное, так и восточное влияние. К западным корням можно отнести европейскую научную и философскую традицию, проникнутую духом рациональности, картезианско-ньютоновским пониманием механизмов мироздания. Восточными же истоками во многом питается общекультурная и |
14 Глава 1 Феномен русского космизма и его трактовка в современных историко-философских исследованиях. § 1. Понятие «космизма» в русской философской мысли второй половины XIX —начала XX века. В данном параграфе формулируется определение понятия «русский космизм», представлен обзор существующих концепций, показаны предпосылки становления данного явления. Все русские мыслители, которых сейчас принято относить к данной школе, не считали и не называли себя «русскими космистами». Термины «космист», «интуитивист», «позитивист», появляются позже, когда мыслителей начинают изучать. Не обошло это правило и русскую философию. Сам термин «русский космизм» и феномен русского космизма имеют свою историю формирования. В 1920-ых годах термин «космизм» использовался для обозначения направления анархизма-универсализма, призывавшего к планетарной общности людей, и занимавшегося проблемами бессмертия и поисками методов продления жизни. Тем не менее в литературе он закрепился только в 60-е годы нашего столетия, что было связано со значительным прорывом в освоении космоса. Историю термина «русский космизм» Ф.КГиренок излагает так: «В конце 70-х годов я занимался изучением генезиса концепции ноосферы В.И.Вернадского и поэтому перечитал сочинения многих русскихфилософов и ученых. В результате я придумал теорию «Русского космизма», к которому отнес и Вернадского... Так возник феномен «русского космизма»1. Собственно, термин «космизм» подразумевает определенный характер философствования, некое ощущение всеобщей взаимообусловленности, единства, поиск места Человека в Космосе как объективно главенствующем пространстве, рассмотрение связей космических и земных процессов, преодоление традиционной для европейского сознания антропо1Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума (Картография дословности). М., 1998. С. 7. 17 ские письма», в столетней истории православного христианства как свое V / космической идеологии. В литературе можно встретить и такое мнение: «Вершиной космической триады мировой мысли столетия стал великий философ В.Соловьев, с именем которого связывают рождение такого феномена, как русский космизм»1. (Для ясности следует отметить, что в эту «космическую триаду» входят еще украинский мыслитель Г.Сковорода и «великий философкосмист Кант»2). Вряд ли это положение выдерживает какую-либо критику, даже если отождествлять философию русского космизма с соловьевской философией всеединства, потому что и рождение последней нельзя связывать исключительно с именем В.С.Соловьева. При всей самобытности русского космизма было бы неправомерным считать его чем-то изолированным, локальным, оторванным от европейской и мировой философской мысли. Среди истоков этого учения можно обнаружить как западное, так и восточное влияние. К западным корням русского космизма можно отнести европейскую научную и философскую традицию проникнутою духом рациональности, картезианско-ньютоновским пониманием механизмов мироздания. Земная человеческая природа неотделима в космизме от вселенского целого, т.е. все отдельное в природе определяется целым. В этом смысле русские космисты углубляют и развивают положение Ф.Шеллинга, с философскими сочинениями которого они были хорошо знакомы. Ф.Шеллинг же считал, «что природа бесконечна в каждом продукте, и в каждом лежит семя Вселенной»3. У русского космизма есть точки соприкосновения с воззрениями И.Канта. к о т о р ы й связывал звездное небо над нами с нравственными законами внутри нас, а также со взглядами многих других представителем западноевропейской философской мысли. Кроме того, есть генетическая 1 Идеи Н.К.Кондратъева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. -М ., 1993. С. 468. 2КузьменкоВ.П, Генетическая общность формированиякосмопланетарнойпарадигмы. М , 1993. С. 467. 3Шеллинг Ф. Сочинения. М., 1987. Т.1. С. 199. |