Проверяемый текст
Парфенова, Анна Игоревна; Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века (Диссертация 2001)
[стр. 130]

130 § 3.3 Роль космизма в храмовой архитектуре России Идеи космизма нашли свое отражение в храмовой архитектуре, определяя внутреннее духовное содержание, ограничивая пространство храмового комплекса.
В архитектуре храма оживлено все то, что отражено в его плане.
«Христианский храм в древности», пишет Г.С.
Островский, «это не только
важнейшее и едва ли не единственное общественное сооружение, не только «священное писание для неграмотных», переведенное на язык наглядных, зрительно осязаемых образов.
Это целая система мироздания, исполненная для людей того времени большого смысла и значения».
Таковы Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, созданные по образцу храма «Святой Софии» в Константинополе.
Вместе с образом Византийского храма, пришла на
Руси и православная архитектура: «Этот мир открывается нам и в Киевской Софии.
Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы покрыты фресками и мозаикой.
Мы входим в мир сильных и ярких чувств, больших идей и мыслей, воплощенных не только в чувственно осязаемых, реальных образах, сколько в линейном ритме контуров и силуэтов, удивительных по красоте сочетаниях и контрастах чистых красок»2.
Фундаментальное значение архитектуры земли в формировании этносов и цивилизации еще не вполне оценено: широкая «интерпретация» пластики земли в сооружении пещер, землянок, террасированного жилья на склонах гор совпало по времени с зарождение племен и этносов.
В семантике самоназвания народов нередко значится «формула» их приспособления к местности: в частности, «русские», по одной из версии, значит, живущие вдоль русел.
Может быть, возвращение утраченного арсенала средств архитектура древности станет признаком зрелого взаимодействия человеческой 4 Островский Г.С.
Рассказ о русской живописи.
М., 1989.
С.

258.
2Там же.
[стр. 88]

1 лава ш .
идеи философии русского космизма в русском изобразительном искусстве.
§ I.
Влияние «космических» традиций русской живописи на формирование эстетики художественного авангарда.
Мысль В.И.Вернадского о том, что «художественное творчество выявляет нам космос, проходящий через сознание живого существа» становится понятней, когда соприкасаешься с элементами космизма в живописи.
Обратимся к первым живописным произведениям христианской Руси храмовой росписи и иконе.
Христианский храм в древности, пишет Г.С.Островский, это не только «священное писание для неграмотных», переведенное на язык наглядных,
красочных образов, но это «целая система мироздания, исполненная для людей того времени большого смысла и значения»1.
Таковы Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, созданные по образцу храма «Святой Софии» в Константинополе.
Вместе с образом Византийского храма, пришла на
Русь и икона, живописная летопись христианской веры.
Руководитель рукописной мастерской В.А.Криворотов в статье «Космизм и икона» пишет о «многомерном космизме» иконы, понять которую можно только рассмотрев, как она пишется»2.
Прежде всего, иконописец это не простой ремесленник, он духовидец, и чтобы стать таковым ему требуется многодневная подготовка: ограничение мирской деятельности и пост настройка тела, уединенные размышления о предметах Божественных настройка ума, раскаяние в греховности своей жизни —настройка души, непрестанная молитва настройка духа.
Лишь после того как все «системы иконописца настроены» и он полностью нейтрализовал свое «я», лишь тогда духовный мир открывается его душе, а сам «он становится его инструментом в процессе писания иконы».
Она становится проводником в мир ду1 Островский Г.С.
Рассказ о русской живописи.
М., 1989.
С.

8.
2Русский космизм и ноосфера: В 2 ч.
Ч 1.
—М, 1989.
С.
188.

[Back]